Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. деят-ти при решении нестандартных задач

§ 3. Закономерности мышления

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта - путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
2. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно "включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства".
Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.
При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности - невозможности и необходимости.
В условиях дефицита исходной информации человек действует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение "крайних случаев"; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение "скачков" через информационные разрывы.
Итак, анализ через синтез - познавательное "развертывание" объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.
3. Обоснованность мышления. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более общей мыслью.
Только опираясь на правильные обобщения, понимание типичности ситуации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее отражение действительности, контролирует грядущие события и преобразует действительность.
4. Селективность (от латп. selectio - выбор, отбор) - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.
5. Антиципация (от лат. antici patio - предвосхищение) означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий- одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.
На основе анализа отношений между отдельными элементами явления индивид предвосхищает искомый результат. В связи с этим выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема - система возможных действий над объектом познания.
6. Рефлексивность (от лат. reflexio - отражение). Мыслящий субъект постоянно рефлексирует - отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.
Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.

Мышление-обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи между познаваемыми объектами. Основные формы мышления: поянтия(отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом), суждения(утверждение или отрицание чего-либо), умозаключения(на основе нескольких суждений делается определенный вывод). Специфика и особенности мышления: опосредованный характер(можно познать то, что непосредственно в восприятии не дано); опора на знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека. Основные виды мышления: наглядно-действенное(непосредственное восприятие в процессе действия), наглядно-образное(опора на представления и образы), словесно-логическое(логические операции с понятиями), абстрактно-логическое(выделение существенных свойств и связей и отвлечение от несущественных). Структура и этапы мыслительного процесса как разрешения проблемной ситуации: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, проверка гипотезы, рефлексия действий и результатов.

Обучение – процесс целенаправленный, последовательный передачи общественно исторического, социокультурного опыта

человеку в спец организованных условиях семьи, школы, ВУЗа, общества.

Школьное обучение носит систематический целенаправленный характер; требует обязательного выполнения ряда правил, которым подчинено поведение ученика в школе; воспитывает определенные свойства и черты личности.

Связь обучения и развития школьников, согласно Выготскому является одной из центральных проблем пед. психологии. Обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрении для решения этой задачи. В отечественной психологии утверждается точка зрения Выготского. Согласно ему: обучение играет ведущую роль психологическом развитии ребенка. Обучение и развитие находятся в единстве; причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в тоже время оно опирается на актуальное развитие.

Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближнего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, побуждает приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношения с окружающими. Далее все становится достоянием самого ребенка.

Выготский сформулировал очень важное для пед. психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка:

1.уровень актуального развития

Характеризуется уровнем интеллектуального развития, определенным с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.

2.Уровень зоны ближнего развития – определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых

На этой основе был сформулирован принцип опережающего обучения; которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развития мыслительной деятельности обучающего, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми – в обществе, в деятельности (уч. деятельность).

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступает: самостоятельность мышлений, быстрота и прочность усвоения уч. материалов, умение отличать существующего от несуществующего.

Основным критериям развития интеллекта ребенка является умение самостоятельно и творчески решать задачи разного типа. Существенным показателем развития ребенка является степень осознание им своих действий, самого себя, своего-Я.

Наиболее полно проблема «отношения обучения и развития» разработано в концепции учебной деятельности Элбконина и Давыдова. Обращая внимание на развитие типа мышления учащихся Давыдов акцентировал внешние на разные роли чувственного и рационального познания, а в последнем различал эмпирическое и теоретическое мышление.

Чувственное познание- воспроизведений свойств и отношении предметов в виде их наглядных образов (ощущений, восприятий, представлений) как компонентов практической деятельности с ними.

В эмпирическом мышлении происходит обозначения чувственно данных свойств объектов и их связей, объединение их в классы, и обобщенные на основе формального тождества их отдельных свойств установление явных внешних связей и их внешних изменений при взаимодеймсвии.

В теоретическом мышлении осуществляется установление неявных, скрытых связей, причин сущности объектов, роли и функции отношение вещей внутри системы (осущ. на основе анализа включая его рефлексию.)

Если при эмпирическом способе объектами усвоения являются отдельные стороны реальной действительности, то при теоретическом способе усваиваются не отдельные фрагменты действительности, а теоретические объекты, в которых кристаллизуются общие связи и отношения, чувственно не представленные.

В теории развивающего обучения имеются 3 тесно связанные между собой концентра:

1Целенаправленная уч. деятельность, включающая в себя учебно-познавательные мотивы, цель в виде учебной задачи, учебного действия.2Теоретическое мышление3 Учебная рефлексия.

Только при наличие всех трех можно говорить о развивающем обучении в смысле систем Эльконина и Давыдова. За эталоном развития при данном типе обучения принимают показатели, характеризующие теоретическое мышление- рефлективность (способность субъекта выделять анализировать и соотносить с предметной ситуации, свои собственные способы деятельности); целеполагание, планировании, умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания.

Обучение такого типа способствовало развитию самостоятельного мышления и действие ученика (происходит рефлексивное развитие школьника).

НЕ развивает те способности, которые первоначально являлись не рефлексивными- доверчивость, подражаемость, терпимость.

Основные достижения(Давыдов)

Метод организации совместной учебной деятельности младших школьников.

Продукт развития-главные психологические новообразные присущи младшим школьникам.

  • 10. Потребности личности
  • 11. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
  • 12.Мотивация и мотивы.
  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.

    Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существен­ных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновид­ности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления .

    Механизмом мышления че­ловека является внутренняя речь.

    Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятия­ми «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи - индивидуальное.

    Речь - индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее ре­чевого формулирования. Сформулировать мысль - значит объективи­зировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Речь подразде­ляется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения).

    Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых эле­ментов. Отношение речи к мышлению - отношение формы к содер­жанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.

    Классификация явлений мышления:

    1)Мыслит. деятельность - система мыслительных действий, на­правленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

    1) практическую; 2) художественную и 3) научную,

    Структурной единицей практического мышления является дей­ствие, а коммуникативной единицей - сигнал.

    В художественном мышлении соответственно - об­раз и символ.

    В научном мышлении - понятие и знак.

    При характеристике индивидуального мышления учитываются та­кие качества, как систематичность, последовательность, доказатель­ность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности, качества ума.

    2)Мыслит. д ействия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт ос­нован на системе операций.

    3)К мыслит. операциям относятся:

    Сравнение - установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. На основе сравне­ния делаются обобщения.

    Обобщение - свойство мышления и центральная мыслительная опе­рация. Осуществляется на двух уровнях:

    Элементарный уровень - соединение сходных предметов по вне­шним признакам (генерализация).

    Второй, более высокий уровень - выделение существенных об­щих признаков.

    Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении су­щественного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.

    Абстракция - выделение в объекте су­щественных в каком-либо отношении сторон. (от лат.- от­влечение).

    Конкретизация - познание целостного объекта во всех существен­ных его взаимосвязях. Э то теоретическое воспроизведение целостно­го объекта.

    Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть призна­ки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда до­пускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (на­пример, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

    Систематизация - группировка предметов с выделением более мел­ких подгрупп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.

    Все мыслит. операции связаны с анализом и синтезом. Ана­лиз и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса позна­ния (в том числе и чувственного этапа).

    Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

    4) Формальные структуры мыслей называются формами мышле­ния. Различаются 3 формы мышления - суждение, умозаключение и понятие.

    Суждение- определенное знание о предмете, утверждение или от­рицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.

    В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и об­щее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

    В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъек­тивное отношение человека к этому знанию, различная степень уве­ренности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная дея­тельность.

    Суждения могут быть истинными или ложными, т.е. противореча­щими действительности.

    Субъект суждения - предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается

    Предикат -то, что утверждается или отрицается.

    Основную информацию несет в себе предикат суждения. Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы»;

    Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобре­тает форму рассуждения. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

    Умозаключение - вывод нового суждения_из других_суждений; это получение_нового_знания_из имеющихся знаний.

    Вывод из частных суждений называется индуктивным умозак­лючением (на основании того, что все известные нам случаи преступле­ния сохраняли какие-либо следы преступления, мы делаем общий вы­вод: преступление не совершается бесследно). Умозаключение от обще­го положения к частному случаю называется дедуктивным (например, исходя из вышеприведенного общего положения, мы, встречаясь с конкретным случаем преступления, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления). Оба вида умозаключений взаимосвязаны: индукция проверяется дедукцией, а де­дукция основывается на ранее осущественной индукции.

    Различают также умозаключение по аналогии - умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям (этот вид умозак­лючения используется в следственной практике, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем). Однако, оно само по себе не дает достоверного знания и требует проверки.

    Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства предметов или явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие. Содержание - это знание об этих предметах.

    В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются:

    Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач;

    Дискурсивное (от лат. рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений;

    Эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач;

    Творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

    Виды мышления:

    Генетически самый ранний вид мышления - практически-дей­ственное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционно-го мышления возникает наглядно-образное мышление. Основным сред­ством его реализации является уже не практическое действие, а ум­ственный (псих.) образ.

    Высшей ступенью развития мышления является отвлеченное абстрактное мышление в форме понятий и рассуждений (установление причин явле­ния при помощи умозаключения).

    Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художе­ственный), абстрактный (теоретический) и смешанный виды. Но в раз­личной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления (бытовые дела требуют наглядно-действенного или образного мышления, а беседа на научную тему - теоретического мышления).

    Общие закономерности мышления.

    Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение.

    Таким образом: про блемнос ть, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

    Мышление возникает в связи с необходимостью решения пробле­мы; условием его возникновения является проблемная ситуация - обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, не­понятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характе­ризуется дефицитом исходной информации, возникновением опреде­ленного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта - пу­тем изыскания необходимых познавательных стратегий.

    Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

    Взаимодействие анализа и синтеза. На них основаны все ступени мыслительного про­цесса. Всякий поиск ответа на вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслит.и операциями являются абстракция и обобщение).

    Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объек­та, его структуры, расчленение сложного явления на простые элемен­ты, отделение существенного от несущественного.

    (выделение следов, которые имеют доказательственное значение). Результаты анализа объединяются, синтезируются.

    Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установ­ления существенных в определенном отношении связей между ними.

    Основным механизмом мышления яв­ляется анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

    Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают не­прерывное движение мысли. Процесс познания начинается с первичного син­теза- восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Да­лее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа.

    Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые име­ют существенное значение для последующего синтеза, обобщения . При этом проявляются такие закономерности как:

    - с елективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мо­билизовать их на решение проблемы, минуя перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систе­матизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

    Рефлексивность - критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой.

    При анализе событий возникает особая разновидность аналит. мышления – антиципация - предвидение воз­можных результатов определенных действий. Способность предста­вить возможные варианты развития событий, возможные пути реше­ния проблемы - дивергентность мышления.

    Обобщенность мышления. Цель м ышление - по­знание существенных свойств объекта, с целью получе­ния знания. Существенное свойство является всегда общим для дан­ной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство яв­ляется существенным). К решению конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как кон­кретное выражение общего.

    Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач Мыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач.

    Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последова­тельного ряда этапов:

    Первый - четкая ре­чевая формулировка задачи, определение данных условий и основного тре­бования (вопроса) задачи.

    Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи - это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успеш­ное решение зависит от правильного осознания ее ос­новного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

    1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеоб­разных особенностей, (начиная расследование преступления оп­ределенной категории, следователь иногда может не обратить внима­ния на специф.особенности условий совершения данного пре­ступления);

    2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоско­сти, хотя это и не является условием задачи).

    Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

    Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий.

    Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определен­ной причине явлений, связи между ними.

    Гипотеза - это выработка общей стратегии решения задачи.

    Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, до­казательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

    Можно выделить основные правила выдвижения ги­потезы:

    1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами;

    2)для объяснения фактов следует выдвигать возмож­но меньшее количество гипотез с большей связью между ними;

    3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяс­нения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез;

    4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными;

    5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях.

    Версии подразде­ляются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.

    Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица.

    Частная - это предположение об отд-х обстоятель­ствах события.

    Рабочая - это предположение о некотором вспомогатель­ном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значе­ния (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа.

    По уровню проблемности следственные версии могут быть разде­лены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном про­цессе на первоначальные и завершающие.

    Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотноше­ниях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заклю­чение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате.

    Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляе­мая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.

    Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схемати­зации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в опреде­ленном направлении; 3) в определении направления поиска недоста­ющей информации.

    Третий - проверка гипотезы. Проверка ги­потезы осуществляется путем практических действий и умозаключе­ний.

    Основная цель проверки версии - выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.

    Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.

    На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логич еской м одели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач.

    Следственная интуиция - быстрое неосознанное решение задачи при недостаточнос­ти исходных данных. Быстрота решения задачи под­готовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработан­ностью познавательных действий, доведенных до автоматизма.

    Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.

    Основы мышления

    Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей . Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

    Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и субъективный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность.

    — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

    Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.

    Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.

    В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения.

    Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач . Этот процесс имеет определенную структуру — стадии и механизмы решения познавательных задач.

    Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

    Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

    Мышление индивида опосредствуется его речью . Мысль формируется посредством ее речевого формулирования .

    «На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает... в виде языка». Однако мышление и язык нельзя отождествлять. Язык — орудие мысли. Основа языка — его грамматический строй. Основа мышления — закономерности мира, его всеобщие взаимосвязи, закрепленные в понятиях.

    Классификация явлений мышления

    В многообразных явлениях мышления различаются:

    • мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
    • : сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
    • формы мышления : понятие, суждение, умозаключение;
    • виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

    Мыслительная деятельность

    По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую , осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

    По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

    Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза , которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

    При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума — систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., а также тип мышления индивида , его интеллектуальные особенности .

    Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции мыслительные действия , охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.

    Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

    Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

    Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность — обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

    Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

    Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений — на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. с. на основе абстракции.

    Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

    В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

    Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).

    На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

    Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

    В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей — формальная логика.

    Формы мышления

    Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

    Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

    Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

    В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

    Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

    В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность .

    В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном . Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

    Дедукция — отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний. Профессор медицины Эдинбургского университета Дж. Белл поразил однажды А. Конан-Дойля (будущего создателя образа знаменитого сыщика) тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:

    • Вы служили в армии?
    • Так точно! — ответил пациент.
    • В горно-стрелковом полку?
    • Так точно, господин доктор.
    • Недавно ушли в отставку?
    • Так точно!
    • Стояли на Барбадосе?
    • Так точно! — изумился отставной сержант.

    Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 75).

    Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

    Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

    Рис. 75. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный вами

    Закономерности и особенности мышления

    Рассмотрим основные закономерности мышления.

    1. Мышление возникает в связи с решением проблемы ; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации . возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

    2. Основным механизмом мышления , его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

    Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

    При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности — невозможности, а также необходимости.

    В условиях дефицита исходной информации человек не действует методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные «разрывы».

    Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

    3. Мышление должно быть обоснованно . Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

    Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.

    4. Другая закономерность мышления — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

    5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий . Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы . Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

    Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.

    6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

    7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

    8. Мыслительный процесс как любой процесс обладает структурной организованностью . В нем имеются определенные структурные этапы.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Международный Славянский Институт

    Факультет гуманитарный

    Специальность: психология

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету "Общая психология"

    На тему "Мышление"

    Выполнила: студентка гр. 116-П

    Макарова Елена

    Проверила: Пазекова Г.Е.

    Москва 2008

    1. Понятие мышления

    3. Развитие процесса мышления

    Библиография

    1. Понятие мышления

    В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

    Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

    Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события.

    Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек

    правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

    Деятельность человека разумна благодаря знанию законов,

    взаимосвязей объективной действительности. Мышление -

    опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п. Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

    Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

    2. Классификация явлений мышления

    В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач. Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

    Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

    К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.

    Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа). Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

    Формами мышления являются:

    1) суждение;

    2) умозаключение;

    3) понятие.

    Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний. По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на:

    1) практическую;

    2) художественную

    3) научную.

    Структурной единицей практического мышления является

    действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

    В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

    Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.

    Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса. Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач. Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию. В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления:

    1) наглядно-действенное (сенсомоторное);

    2) наглядно-образное;

    3) абстрактно-теоретическое.

    Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.

    Сущность процесса мышления

    Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

    Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

    Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начала до конца в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

    Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

    Наглядно - образное - мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

    Наглядно - действительное - Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого - либо конкретного материального продукта.

    3. Развитие процесса мышления

    Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

    Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что "они по разному связаны с практикой". Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

    Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным - трудовым.

    4. Общие закономерности мышления

    Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления. Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно. Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.

    Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

    Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

    Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано. Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе. На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

    Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его

    структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

    Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

    Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность - контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления. Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

    В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

    5. Логическое мышление (упражнение)

    Цель: изучить логическое мышление у трех взрослых людей.

    Описание испытуемых: три взрослых человека: Анжела 30 лет, Леня 23 года и Света 22года.

    Я раздала карточки на которых написаны 16 пар слов и 6 пар слов в качестве образца. Испытуемым нужно поставить перед каждой парой слов цифру соответствующего образца. Обработка результатов: 16 заданий, максимальная оценка 32 балла. Если испытуемый ответил верно - 2 балла, если неправильно - 0.

    где В- продуктивность, количество набранных баллов; Т- поправка на время.

    Правильные ответы

    Пары слов

    Пары слов

    Анализ: анализ результатов свидетельствует, что все справились с заданием плохо. Уровень логического мышления очень низкий. У Светы и Лени результат оказался одинаковым: 18 баллов, а вот у Анжелы результат ниже: всего 12 баллов.

    Библиография

    1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1956.

    2. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993

    3. Психология / Р.С. Немов. М: 1998

    4. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов - на Дону. 1997

    Подобные документы

      Мышление как ведущий компонент развитой психической деятельности. Диалектическое единство чувственной и рациональной форм познания. Применение рациональных приемов познания, которые протекают как обобщенное и опосредованное отражение действительности.

      реферат , добавлен 08.06.2010

      Виды и особенности памяти. Мнемотехнические приемы запоминания. Сущность мышления как познавательного процесса. Типы, виды и индивидуальные особенности мышления. Этапы процесса решения задач. Развитие организационного оформления педагогических систем.

      контрольная работа , добавлен 07.09.2013

      Сущность мышления как психологического феномена; его классификация по сфере приложения результатов, степени отражения действительности, характеру используемых средств. Описание опосредованности, целенаправленности и произвольности как признаков мышления.

      реферат , добавлен 01.04.2013

      Возникновение, формирование и протекание процесса мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные операции и фазы как стороны мыслительной деятельности. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни, индивидуальные особенности.

      курсовая работа , добавлен 28.06.2009

      Общая характеристика процессов мышления. Виды мышления. Логические операции процесса мышления. Индивидуальные различия и стили мышления. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

      лекция , добавлен 12.09.2007

      Нейрофизиологические механизмы мышления человека. Структура процесса мышления, вербальный и невербальный интеллект. Возникновение и развитие субъективного выражения рефлекса. Восприятие окружающего мира. Метод обратной маскировки, принятие решений.

      реферат , добавлен 11.04.2012

      Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путем синтеза и анализа всех познавательных процессов. Анализ процесса развития мышления в обучении и профессиональной подготовке. Индивидуальные качества мышления и речи.

      курсовая работа , добавлен 05.07.2012

      Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Сущность мышления как познавательного процесса, его типы и виды. Индивидуальные особенности мышления. Речь как инструмент мышления.

      реферат , добавлен 10.12.2010

      Общее понятие и типы мышления как высшей формы воспроизведения нервной системой человека всего, что окружает его в среде обитания. Характеристика методов исследования мышления как психического процесса. Сущность методики "Интеллектуальная лабильность"

      курсовая работа , добавлен 18.03.2015

      Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях, описание го основных форм: понятия, суждения, умозаключения. Характер мыслительных процессов и методика решения мыслительных задач.

    Загрузка...