Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Развитие эмоционально-волевых качеств у вокалиста исполнителя. Роль педагогического репертуара в формировании профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в классе эстрадного пения

«Я много лет проработала в одной крупной компании. Начинала с рядового экономиста, потом долгое время была заместителем главного бухгалтера. И когда освободилось место главного бухгалтера, рассчитывала, что меня назначат на эту должность. Но назначили другую, совсем недавно устроившуюся к нам, зато - молодую и бойкую. И она тут же начала меня учить, как надо работать. В общем, мне пришлось уволиться...

Я устроилась работать в небольшую торговую фирму, но уже главным бухгалтером. Однако мы не сошлись во взглядах с руководством. Дело в том, что я ценю стабильность. Считаю, что в моем лице компания была бы надежно защищена, но директор стал обвинять меня в перестраховке, безынициативности и стандартном мышлении. В общем, через несколько месяцев предложили мне перейти на должность обычного бухгалтера. А на мое место нашли такую же, как и на прошлой работе, энергичную особу. Я отказалась остаться на таких условиях. Ведь мало того, что при этом я существенно теряла бы в зарплате, но мне было бы неприятно каждый день общаться с человеком, который ничем не лучше меня, а просто наглее.

После этого я опять устроилась в крупную фирму - с перспективой на главного бухгалтера. И снова в итоге назначили другого человека. При этом мне объяснили, что я хороший исполнитель, но для руководителя мне не хватает «широты, стратегического мышления, принципиальности». И мотивация моя им не нравится... Возможно, если бы моя зарплата «исполнителя» была выше, я бы осталась там, но работать за пятьсот долларов не могу. Я одна, без мужа воспитываю сына, у меня больная мать. Так что сами понимаете...

Сейчас я снова ищу работу. Но в маленькие компании, на маленькую зарплату идти не хочется, а в крупные, на должности с высокой зарплатой меня упорно не берут (то опыт работы у меня не тот, то образование мое неподходящее). Однако устраиваться опять «с перспективой» уже нету сил и желания.

Неужели эти пятьсот долларов и работа «исполнителя» мой «потолок»?! Почему не ценятся добросовестные и ответственные работники? А вот нагловатым, со «стратегическим мышлением» достается все: и чужие должности, и чужие мужья... Почему не везет именно мне? Почему стервам все, а нормальным женщинам - остатки? С уважением, Валентина Сташкевич».

Как стать руководителем в хорошей компании?

Существуют два способа отношения к своим трудностям. Один - проблемный, когда человек задает себе вопросы типа: «Почему это произошло? В чем причина? И чья в этом вина?» Другой способ - результативный, и вопросы здесь задаются уже другие: «Чего я хочу? Как этого достичь? Что для этого необходимо? Как преодолеть трудности?» К сожалению, многим из нас присущ именно первый, проблемный способ, который создает психологию неуспешности, когда энергия и эмоции застревают на обвинениях и оправданиях прошлых ошибок и неудач. Успешные же люди воспринимают проблему как вызов, возможность измениться, «вырасти» и научиться чему-нибудь новому.

Можно было бы написать много «правильных» слов на эту тему. И о существовании жизненных сценариев успешности и неуспешности. И о формах психологической защиты, которые прослеживаются в установках Валентины, что вроде бы помогает приспособиться к ситуации, но на самом деле выдвигает дополнительные барьеры и ограничения. Но поскольку все познается в сравнении, то в качестве комментария к этому письму я хочу рассказать о конкретной истории одного своего клиента.

Итак, после перестройки Татьяне, как и многим другим, пришлось перейти из стабильно-размеренного госсектора в бизнес. Работала экономистом, бухгалтером, заместителем главного бухгалтера. До этого момента их истории похожи. И вот она попала в крупную компанию, так же как и Валентина - с перспективой. Но рядом с ней были и другие, желающие перспектив. И, так же как и Валя, они сидели и ждали, что их заметят и отметят служебным ростом. При этом практически ничего не делая для того, чтобы это произошло в благоприятном для них варианте. Татьяна же в это время внимательно изучала работу компании, и в скором времени у нее появился целый пакет предложений по оптимизации бухгалтерского и налогового учета, появились предложения по выстраиванию финансового обслуживания компании...

Как вы думаете, кого в итоге выбрало руководство? Правильно. Это была Татьяна. Но стать руководителем, это только половина дела. Важно закрепить свой успех.

И если Валентина сидит и ждет, что ее назначат на более высокую должность, но при этом, судя по всему, не уделяет внимания повышению своей профессиональной компетентности, то Татьяна понимала, что необходимо быть в курсе регулярно меняющегося законодательства, изучать передовые методы учета и финансовые схемы. Поэтому старалась участвовать в семинарах, конференциях, на которых рассматривались нововведения, связанные с изменениями текущего законодательства, знакомилась с новинками в области банковского обслуживания бизнеса. Она последовательно получила аттестаты аудитора, профессионального бухгалтера и налогового советника. Одной из главных задач Татьяны стало привлечение инвестиций в проекты компании. Поэтому, несмотря на то что у нее достаточно высокая коммуникативность, она всерьез изучала психологию, регулярно участвовала в тренингах. И это помогало ей не только лучше понимать партнеров, но и быть эффективной на переговорах и совещаниях.

Итак, что же мы имеем из этой истории? Для Валентины проблема - повод для обвинений других. Для Татьяны - задача, которую нужно решить. Сталкиваясь с проблемой, она старается выстроить сразу несколько альтернативных стратегий для ее решения, но окончательное решение принимается после тщательного анализа всех последствий. Ведь цена ее ошибки может вылиться в существенные потери для компании. Если Валентина считает, что успех зависит от наглости и везения, то Татьяна убеждена, что успех дается упорным трудом. В этом разница в их убеждениях.

Но закончим нашу историю. Сейчас Татьяна работает финансовым директором крупной риэлтерской корпорации. Ей удалось создать команду, которая воспринимает ее как лидера. Она поощряет инициативу подчиненных. Ей доверяют партнеры. Она смогла практически с нуля выстроить отношения с кредиторами и получить деньги под новые проекты корпорации. Такие специалисты высоко ценятся на рынке труда. Их с удовольствием берут на работу...

Хороший исполнитель может стать руководителем?

Сотрудник, ценящий стабильность, предпочитает нормированный режим работы, постоянный оклад и четко сформулированные для него задачи. Это качества хорошего исполнителя. Но ведь вы, Валентина, стремитесь к руководящей работе. А для руководителя ценностью будет гибкость, что предполагает «скользящий» график, умение самостоятельно определять и решать множество задач. Впрочем, в системе вашей мотивации Статус, Признание и Достижение вряд ли стоят на первом месте. Приоритетными для вас, скорее всего, являются Стабильность, Достаток и Надежность. Какие приоритеты у Татьяны, думаю, понятно.

Конечно же, от того, какие ценности мы выбираем, будет зависеть и то, какие стратегии будут использоваться нами в конкретных жизненных ситуациях. Например, тот, кто ценит безопасность, будет действовать с точки зрения потенциальной опасности. Но человек, ориентированный на достижение, будет готов рисковать и искать возможности для самореализации и успеха. Неудачник не тот, у кого что-то не получилось, а тот, кто считает себя таковым. Какая внутренняя установка Татьяны? Она считает, что ей любая задача по плечу, нужно только постараться найти ее решение, а вы, напротив, занимаетесь поиском оправданий и виновных.

Психология неудачника

Человек, считающий себя неудачником, обычно втайне ждет перемен, но не собирается предпринимать что-либо для улучшения своего положения. В нем сильно детское желание чуда - когда кто-то вдруг сделает что-то приятное для него. В детстве это добрый волшебник, в юности это - прекрасный принц или принцесса, в молодости - сногсшибательный герой, спонсор или таинственная незнакомка, затем мудрый, добрый и справедливый человек, ну а потом наступает черед эзотерики, мистических сил, которые должны заметить, что у нашего постаревшего неудачника чистая, добрая душа, и, наконец-то, помочь ему...

В вашем письме за горечью разочарования можно различить упрек и даже какую-то мрачную гордость своим положением. «Да, я такая! У меня не получилось! И в этом виноваты вы (другие)!» Такие ощущения приходят, когда человек фиксирует свое положение и не предполагает изменений. В вашей жалости к себе присутствует зависть.

Завидуют все, но для одних зависть это толчок к тому, чтобы приобрести возможности, которые позволят получить желаемое, а для других это возможность пилить себя и тихо ненавидеть окружающих за «несправедливость». Впрочем, иногда зависть бывает агрессивной и старается устранить объект переживаний по принципу: «Так, не доставайся же ты никому!» Противоядие к зависти - установка на результат, на достижение. Зависть может стать толчком к самосовершенствованию и личностному развитию.

Как стать руководителем?

Но не хотелось бы заканчивать комментарии с грустно-критическими интонациями в отношении вас. Уверена, что и вы сможете написать свой успешный сценарий. И для этого необходимо следующее:

1. Определить цели и ожидаемые результаты своих действий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

2. Осознать свои сильные и слабые качества, а также благоприятные и неблагоприятные условия, имеющиеся в нынешней ситуации. То есть получить обратную связь от внешней среды, от собственных мыслей, чувств и действий.

3. Определить собственные возможности, которые позволят добиться ожидаемого результата.

4. Определить критерии и способы измерения успеха.

5. Взять на себя ответственность за собственный выбор и действия.

И да сопутствует вам удача!
Елена Порываева, психолог

«Роль педагогического репертуара в формировании профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в классе эстрадного пения»

Теринцова Людмила Анатольевна, преподаватель отделения эстрадного пения ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Правильный выбор педагогического репертуара является одной из важных задач в обучении. Педагогическая практика показывает, что составление репертуара строится в основном с ориентацией на требования программы или на основе имеющегося опыта педагога. При этом музыкальные данные ребенка и его потребности учитываются формально, педагог не утруждает себя поиском музыкальных произведений, учитывающих музыкальные предпочтения и качества голоса ученика.

Существуют также и другие проблемы, такие как:

Несоответствие упражнений и художественных произведений, исполняемых учеником;

Использование в обучении слишком сложного или, наоборот, легкого репертуара;

Отсутствие у педагога достаточного знания музыкального материала. Все это в итоге может не дать положительных результатов в развитии вокальных навыков ученика или привести к отрицательным результатам – проблемам со здоровьем голосового аппарата.

Развитие профессиональных качеств исполнителя вокалиста будет возможным, если следовать таким принципам, как:

· принцип сочетания технического и художественного развития певца;

· принцип последовательности и постепенности;

· индивидуальный подход;

· принцип соответствия упражнений и художественного материала.

Профессиональные качества исполнителя-вокалиста составляют две группы: технические и художественные. Технические качества исполнителя-вокалиста - это физические качества голоса, развиваемые в процессе занятия вокалом. К ним относятся: правильное певческое дыхание, чистое интонирование, правильное звукообразование, активная артикуляция и четкая дикция. К художественным качествам относятся эмоциональность исполнителя, артистизм и музыкальный вкус.

Существует несколько разновидностей репертуара: учебный, концертный, экзаменационный и конкурсный. К учебному репертуару относятся упражнения, вокализы и художественные произведения, которые исполняются учеником для овладения техникой вокала (дыхание, дикция, интонация и т. д.). В концертном репертуаре нужно наиболее ярко раскрыть профессиональные качества певца, которыми он овладел в процессе обучения. Выбранное произведение должно подходить для концерта по теме, стилю и т. д. Произведения, выносимые на экзамен или конкурс, должны в наиболее выигрышном свете показать те качества, которые приобрел ученик в процессе обучения вокалу.

Подбор педагогического репертуара должен осуществляться на основе следующих принципов. Принцип сочетания технического и художественного в обучении. Учебный материал должен быть направлен на гармоничное развитие вокалиста в сочетании технических и художественных профессиональных качеств. Это означает, во-первых, обязательное сочетание в учебном репертуаре узконаправленных упражнений, распевок и другого чисто учебного материала и художественных произведений. Во-вторых, этот принцип подразумевает наличие в репертуаре произведений, которые позволяют решать обе задачи - развитие техники и развитие выразительности - одновременно.

В первом случае педагог перед началом работы с учеником проводит педагогическую диагностику, определяя уровень его развития в техническом и художественном плане. Затем, определив, над развитием каких качеств голоса и в каком порядке нужно работать, подбирает соответствующие поставленным задачам конкретные упражнения и произведения. Второй случай предъявляет более серьезные требования к педагогу, поскольку нужно найти ограниченное количество произведений, работа над которыми способна продвинуть исполнителя вперед по всем направлениям. Правильно подобранное произведение должно быть доступно ученику и в художественном, и в техническом плане.

Индивидуальный подход - одно из требований к подбору репертуара. Педагог обязательно должен учитывать свойства певческого голоса ученика и его личностные качества, такие как темперамент, особенности характера. Л.Б. Дмитриев подчеркивал: «Педагог, хорошо знающий педагогический репертуар и умеющий его использовать, имеет в своих руках могучее средство развития певца». При этом уровень сложности исполняемых произведений и упражнений должен повышаться одновременно.

Принцип постепенности или последовательности развития. Его придерживаются все педагоги по вокалу, справедливо отмечая, что поэтапное усложнение репертуара правильным образом влияет на развитие голосового аппарата и музыкальности ученика. На этом принципе основаны все репертуарные списки учебных программ и методических пособий.

Принцип посильности. Нельзя давать произведения, которые будет либо слишком легкими, либо слишком трудными. В первом случае может не произойти никаких продвижений в обучении, а второй приведет к ухудшению состояния голосового аппарата и, впоследствии, к не качественному пению.

Принципы формирования учебного, концертного и экзаменационного репертуара имеют некоторые отличия. Учебный репертуар должен подбираться в зависимости от решаемых на данном этапе обучения задач. Поэтому он включает большое количество упражнений, направленных на формирование тех или иных профессиональных певческих навыков. Для учебного репертуара самым важным является обучающая и развивающая функция. Концертный репертуар должен быть сравнительно более легким. Главное требование к нему - он должен увлечь ученика, чтобы, опираясь на проработанные в процессе обучения навыки, он мог сосредоточиться на решении других задач - выразительности, артистизме и прочих качеств, без которых невозможно выступление на публике. Экзаменационный или конкурсный репертуар должен объединять принципы обеих предыдущих подгрупп, то есть, с одной стороны, быть в меру сложным, но доступным для проработки, а с другой - быть интересным для ученика в художественном и эмоциональном плане.

Одна из самых важных задач для педагога - увлечь, заинтересовать ученика. Для того чтобы отобрать действительно красивый и стоящий материал, подходящий ученику, педагогу придется потрудиться, занимаясь поиском оптимального решения. В процессе выбора репертуара педагог должен кратко охарактеризовать предлагаемый материал, рассказать об особенностях этой песни, ее образе, исполнительских нюансах, остановиться на технических и выразительных сложностях. Хорошим стимулом является ознакомление ученика с эталонной исполнительской версией данной композиции в исполнении педагога или в записи.

Особую важность приобретает выбор репертуара на начальном этапе вокального образования, когда исполнители владеют еще очень скромным уровнем развития профессиональных качеств. Репертуар для начинающих вокалистов репертуар можно разделить на три категории:

1. Высшая (сложная) категория. Песни, в которых большое количество разнообразных вокальных приемов, сложный ритмический рисунок и т. п. Исполнение слишком сложных произведений, которые не по силам ученику, могут привести к проблемам с певческим аппаратом и отбить у него желание заниматься вокалом в дальнейшем.

2. Средняя категория. Песни, которые хоть и сложны в исполнении, но очень нравятся и близки ученику по темпераменту, по типу мелодии. Личная заинтересованность певца в овладении этим репертуаром оказывается в этом случае мощным стимулом для преодоления технических сложностей. Репертуар «на вырост» (используемый в очень дозированных количествах), если стараться сделать его как можно качественнее, способен привести к качественному сдвигу в вокальном мастерстве учащегося.

3. Низшая (легкая) категория - музыкальные произведения, которые легко даются ученику и которые он может исполнить без особых проблем. Как правило такие песни могут показать голос с наиболее выгодной стороны, а также время потраченное на их подготовку будет наиболее минимальным. Такие произведения можно смело «выносить» на публику.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие методические рекомендации для формирования репертуара в классе эстрадного сольного пения:

1. Педагогический репертуар должен включать в себя упражнения, вокализы и художественные образцы, соответствующие друг другу по задачам и уровню сложности.

2. Выбранный материал должен нравиться ученику и быть интересным в художественном плане, чтобы стимулировать к дальнейшей работе над ней.

3. Репертуар должен подбираться, исходя из принципов постепенности и последовательности, посильной сложности, сочетания технического и художественного в воспитании вокалиста.

4. Подбор репертуара должен осуществляться на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей характера отдельного ученика, его технических и выразительных возможностей, педагогических задач по развитию тех или иных профессиональных качеств, а также его предназначенности (обучающий, экзаменационный, концертный).

5. Освоение выбранного репертуара должно происходить последовательно, включая в себя работу над мелодией, дыханием и текстом на начальном этапе, творческую работу, обобщающий и контрольный этапы.

Только при этих условиях репертуар будет способствовать техническому и художественному развитию исполнителя и поможет ему достичь высшего уровня развития своих профессиональных качеств.

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Этот принцип был впервые сформулирован и реализован в нашей стране в 1955 г. в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции. Суть его заключается в том, что сами рабочие, изготовляющие продукцию, контролируют ее качество и предъявляют на проверку работникам ОТК только те изделия, которые считают годными. Если при проверке партии продукции работники ОТК обнаруживают дефектное изделие, вся партия возвращается рабочему, предъявившему ее к сдаче.

При таком подходе рабочий стремится вести технологический процесс так, чтобы предотвратить появление дефектных изделий. Квалифицированный работник, как показал опыт применения Саратовской системы на многих предприятиях страны, может годами работать, не допуская ни одного случая предъявления на контроль бракованной продукции.

Впоследствии метод самоконтроля был использован в американской системе «нуль дефектов». Оказалось, что при той же технологии, при том же оборудовании можно резко повысить качество изготовления, если изготовитель сам заинтересован в качестве созданной им продукции. В чем же принципиальная разница между внешним контролем и самоконтролем?

Во-первых, при самоконтроле ускоряется обратная связь. Внедрение идеи самоконтроля повлекло за собой создание целого комплекса измерительных средств, встроенных в технологический процесс, что позволило производить точные замеры без больших затрат времени. Если раньше рабочий узнавал о неудовлетворительном результате после того, как уже сделал в неправильном режиме несколько изделий (а иногда и тысячи), то при встроенных средствах измерений он избавляется от этой опасности.

Во-вторых, при самоконтроле работник меньше склонен работать в рискованных режимах. Ведь в тех случаях, когда обнаружение одного дефектного изделия в партии приводило к забракованию только этого изделия, риск был меньше по сравнению с тем, когда из-за одного дефектного изделия возвращалась вся партия.

В-третьих, далеко не все дефекты можно увидеть при внешнем контроле. Скрытые дефекты, обусловленные нарушением технологии, могут быть предотвращены только внедрением самоконтроля.

4. Статистические методы

Сегодня общепризнано, что невозможно обеспечить предотвращение появления дефектной продукции без применения статистических методов регулирования производственного процесса, так же как невозможно без статистических методов обеспечить достоверный контроль качества продукции. Статистическое регулирование технологических процессов - это корректирование значений параметров технологического процесса по результатам выборочного контроля производимой продукции, осуществляемое для технологического обеспечения требуемого уровня ее качества.

Применение методов математической статистики позволяет точно установить, с какой периодичностью надо контролировать параметры изделия, сколько изделий надо проконтролировать и какие коррективы внести в процесс. В любом процессе есть допустимые отклонения показателей свойств продукции. Дилемма состоит в том, что если держаться далеко от допустимых границ, приходится тратить дополнительные средства на регулирование, замену инструмента и т. п., а если подходить близко к допустимым границам, то возникает опасность брака. Использование методов математической статистики позволяет находиться на таком удалении от опасной границы, чтобы с заданной вероятностью избежать образования брака. Японцы, достигшие по целому ряду видов продукции уровня дефектности 0,0001-0,0005%, связывают это с применением статистических методов.

Статистический приемочный контроль - это выборочный контроль качества продукции, основанный на применении методов математической статистики, для проверки ее соответствия установленным образцам. Статистический приемочный контроль позволяет очень тщательно проверить свойства небольшого количества отобранных для контроля изделий и по результатам проверки дать научно обоснованное заключение о качестве всей партии. Вероятность ошибки, т. е- вероятность попадания дефектных изделий в принятые партии, заранее оговаривается нормативными документами. Статистический приемочный контроль применим не только для проверки готовой продукции, но и на промежуточных стадиях как межоперационный контроль.

Современная вычислительная техника позволяет широко использовать статистические методы контроля. До появления ЭВМ колоссальная трудоемкость математической обработки была серьезным препятствием для внедрения статистических методов. Сейчас, когда рабочих можно вооружить персональными компьютерами, в установлении технологических зависимостей могут принять участие не только инженеры-исследователи, но и более многочисленный отряд исследователей-рабочих.

Мы завершаем цикл тематических статей, посвященных проведению контроля и оценке трудовой деятельности на фирмах различных форм собственности.

Организовываем систему контроля в компании

Как известно, хорошим управляющим является не тот, кто начал много проектов, а кто закончил достаточное их количество. А для достижения успеха, в большой мере, необходимо организовать систему контроля исполнения намеченных планов. Такая система обеспечит правильную и, по возможности, оперативную оценку реальной ситуации и тем самым создаст предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели и бизнес-процессы, как отдельных подразделений компании, так и в целом по организации.

Управляющий должен подумать о том, как он будет контролировать выполнение намеченного плана. Основные параметры, которые он должен сформулировать для организации соответствующей системы:

· объект и носителя контроля (что контролируем: например, сроки, качественно-количественные характеристики, издержки);

· исполнитель контроля (кто контролирует);

· периодичность контроля;

· методы контроля.

Для обеспечения высокого уровня эффективности контрольно-оценочных мероприятий, необходимо правильно провести ряд обязательных процедур:

· показать цели работы и поставить задачи;

· мотивировать коллектив для достижения целей, установить систему поощрений;

· сообщить подчиненным о конечном результате, который они должны получить и сроки;

· обеспечить коммуникации.

На этом мы оканчиваем публикацию статей, посвященных тематике контроля и оценки персонала на предприятиях. Надеемся, что информация окажется полезной для читателей.

Резюме:

1. Управляющий должен всегда контролировать процесс выполнения собственного плана и прогресс в его реализации.
2. Проведение контрольно-оценочных мероприятий – это одна из неотъемлемых функций управления, заключающаяся в сопоставлении плановых и фактических показателей и дающую возможность при отклонении от нормативов корректировать действия организации для достижения поставленных целей.
3. Для непроизводственных фирм характерен контроль, акцент в котором делается именно на качественных характеристиках результатов труда работников организации.
4. В качестве носителей контрольной информации может выступать всякий объект, характеристики которого могут меняться в результате проведения работ.
5. Не все виды работ и услуг (особенно в непроизводственном секторе) могут быть корректно оценены по количеству.
6. Обратная связь играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля.

Загрузка...