Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

В современном мире большие и даже. Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани. Ослабление представительной демократии

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Бедность и нищета миллиардов людей остается одной из глобальных проблем человечества и в XXI веке. В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который с 1993 года регулярно отмечается 17 октября. Эта дата была избрана не случайно. За пять лет до решения Генеральной Ассамблеи ООН, 17 октября 1987 года, в Париже, на площади Трокадеро, прошел митинг за соблюдение прав человека и ликвидацию нищеты, собравший около 100 тысяч человек. Его участники связали нарушения прав человека в современном мире с тем, что миллионы людей до сих пор вынуждены жить в нищете. Прежде всего, это касается стран третьего и четвертого мира - наименее развитых в экономическом отношении государств.

Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс, сопровождавший мир в ХХ веке, социальное неравенство в современном мире только нарастает. Более того, усугубляется социальная дифференциация во всех странах мира, включая и развитые государства. Говоря более простым языком, бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. Так, по данным исследований, к началу 2016 г. в мире 62 самых богатых человека обладали таким же количеством активов, как и 3,6 млрд. человек - представителей беднейшей половины населения Земли. За последние шесть лет, с 2010 года, состояние 3,6 млрд. бедняков планеты уменьшилось на 1 триллион долларов США. Одновременно активы 62 самых богатых жителей планеты выросли в два раза и составили 1,76 трлн. долларов США. Пока мультимиллиардеры не знают, куда инвестировать лишние средства, миллиарды жителей планеты живут в бедности, сотни миллионов - в жуткой нищете, на грани выживания.

До сих пор в мире очень остро стоит продовольственная проблема. Голод - это не что-то из далекого прошлого, а страшный компонент настоящего. О масштабах голода в современном мире написано большое количество и научной, и публицистической литературы, но неизживаемость этой проблемы заставляет политиков, общественных деятелей, социологов и журналистов возвращаться к ней вновь и вновь. От голода даже в наше время продолжают умирать люди, в том числе и маленькие дети - в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Общая численность регулярно недоедающих людей в современном мире оценивается почти в миллиард человек. Согласно докладу ООН, не менее 852 млн. человек страдают от голода. В современном мире свыше 1,2 млрд. человек, что составляет примерно пятую часть всего населения планеты, живет менее, чем на один доллар США в день. В 54% детских смертей в современном мире виновато недоедание. Такие выводы сделали специалисты Всемирной организации здравоохранения. Главная причина голода - не только в том, что в странах третьего и четвертого мира люди не получают должного количества денег, чтобы питаться на нормальном уровне, но и в природных условиях, не позволяющих эффективно заниматься сельским хозяйством и обеспечивать себя продовольствием из-за постоянных засух, наступления песков на саванну. Играют большую роль и многочисленные военно-политические конфликты, способствующие разрушению нормального хозяйства, пусть даже и слаборазвитого.

Больше всего недоедающих и голодающих - в Тропической Африке. Именно этот регион считается эпицентром голода в современном мире. Причем количество голодающих в Африке имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, что связано непосредственно с ростом рождаемости. Самая высокая в мире рождаемость - в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне, Уганде, Демократической Республике Конго и ряде других африканских государств. Понятно, что все эти страны относятся даже не к третьему, а к четвертому миру, в который исследователи включают наименее развитые в экономическом отношении и наиболее бедные государства. Очень серьезно стоит продовольственная проблема в Северо-Восточной Африке, прежде всего в Сомали. Здесь постоянные засухи ставят миллионы людей на грань выживания.

Но не только Африку можно рассматривать как «голодный континент». Миллионы людей регулярно недоедают и голодают в странах Южной и Юго-Восточной Азии - в Непале, Бангладеш, в Индии, Индонезии, Пакистане. Здесь также наблюдается очень высокий уровень рождаемости в сочетании с прогрессирующей бедностью и усугубляющейся социальной поляризацией. Та же Индия, несмотря на то, что считается региональной державой и относительно развитой в экономическом отношении страной, проблему голодающих решить не в состоянии. Причины тому - очень высокая численность населения, высокий уровень безработицы в сочетании с наличием сотен миллионов людей, не имеющих образования и какой-либо профессиональной квалификации.

Несколько меньше общее количество недоедающих в странах Латинской Америки. Здесь «пояс голода» проходит, прежде всего, через андские страны, прежде всего Боливию и Перу, а также через страны «перешейка», прежде всего - Гондурас, Никарагуа, Гватемалу. В Карибском море «островом голода» является Гаити. Что касается стран Европы и Северной Америки, то проблема голода для них актуальна в наименьшей, по сравнению с остальным миром, степени. Здесь хроническое недоедание присуще лишь представителям отдельных социальных групп, «выпавших» из общества - бездомным, беспризорникам. На постсоветском пространстве проблема недоедания остро стоит в странах Центральной Азии - в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Однако, и в России хронически недоедают многие граждане, относящиеся к малообеспеченным слоям населения. В наименее выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры с невысокими пенсиями, многодетные семьи с низким уровнем дохода супругов, а также граждане, ведущие асоциальный образ жизни - бездомные, бродяги, хронические алкоголики.

Проблема недоедания тесно связана с проблемой низких доходов населения. В странах третьего и четвертого мира большинство людей, даже найдя работу, вынуждены существовать на очень маленькие деньги, несравнимые с зарплатами даже неквалифицированных рабочих в развитых странах. В развитых странах понятие бедности в последние десятилетия все больше связывается с возможностью граждан реализовать доступ к базовой потребительской корзине, которая включает не только продовольствие, но и, к примеру, медицинские услуги. В некоторых странах Западной Европы критерием бедности уже становится отсутствие счета в банке со сбережениями. С другой стороны, в Российской Федерации под бедными понимаются граждане с доходами на грани и ниже прожиточного минимума, который, кстати, устанавливается государством. В обществе не прекращаются споры о том, насколько установленный прожиточный минимум соответствует реальной потребительской корзине, необходимой российскому гражданину для полноценной жизни.

Для современной России острой проблемой остаются низкие доходы населения. Первое десятилетие XXI века в Российской Федерации наблюдалось постепенное снижение количества граждан страны с доходами ниже прожиточного минимума. Так, если в 2000 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 42,3 млн. человек, т.е. 29% населения - фактически каждый третий россиянин, то в 2012 г. удалось выйти на самый низкий показатель - 15,4 млн. человек, что на тот период составляло 10,7% населения страны. Однако, затем вновь начался рост количества малообеспеченных граждан. Так, в 2016 г. 21,4 млн. человек, что составило 14,6 % населения, были отнесены к категории граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Следует также отметить, что в доходах россиян растет доля социальных выплат, осуществляемых государством.

В России остро стоит жилищная проблема. Подавляющее большинство граждан не может позволить себе приобрести жилье, в том числе и в ипотеку. Так, в 2012 году, еще до валютной инфляции, 81% населения России не имел средств, достаточных для приобретения жилья в ипотеку. Жилищная проблема тесно связана с целым рядом негативных для страны явлений. К примеру, она непосредственно влияет на уровень рождаемости в стране, поскольку молодые семьи, не имеющие собственного жилья или стесненные в жилищных условиях, часто именно по этой причине отказываются на время или совсем от рождения ребенка. Значительная часть населения страны, не имея возможности приобрести современное жилье, отвечающее необходимым требованиям, вынуждено проживать в ветхом и аварийном жилье, подвергая свою жизнь и здоровье опасности. Даже в некоторых крупных городах встречаются улицы и районы, лишенные элементарных удобств, к примеру - газа и центральной канализации, что говорить о сельской местности и малых населенных пунктах. Заканчивается срок эксплуатации у т.н. «хрущевок», строившихся для оперативного расселения людей из бараков. Но пока обновить жилищный фонд в должном объеме не получается, тем более, что строящееся новое жилье приобрести большинству граждан не под силу.

Решение жилищной проблемы лежит в спектре пересмотра роли российского государства в сфере строительства и распределения жилья. В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от жилищного строительства, что привело к тотальной коммерциализации рынка жилья. Масштабы строительства и распределения социального жилья нельзя назвать сколько-нибудь значимыми. В России совершенно неразвита система некоммерческого найма жилых помещений, которая могла бы частично решить жилищные проблемы не только бедных слоев населения, но и благополучных граждан. Государство могло бы содействовать решению жилищной проблемы за счет регулирования цен на жилье эконом-класса, препятствуя спекулятивной деятельности в этой сфере. Наконец, государству стоило бы обратить ресурсы и на создание государственного (муниципального) рынка аренды жилья, цены на котором позволяли бы малообеспеченным группам населения на протяжении длительного времени арендовать жилые помещения.

Высокий уровень бедности в России связан с колоссальной социальной поляризацией, которая начала расти в 1990-е годы и к настоящему времени достигает таких масштабов, которые ставят Россию в число мировых лидеров по социальному неравенству населения. За двадцать с лишним лет существования постсоветской российской государственности социальное неравенство в России увеличилось в четыре раза. Согласно докладу РАН, вышедшему в 2013 году под редакцией академиков С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера и А.Д. Некипелова, уровень социального расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными россиянами достиг 16:1, тогда как критическое значение расслоения это 10:1 и даже 8:1. Однако, решение проблемы бедности и социального неравенства невозможно без соответствующих регулирующих мер со стороны государства.

Академики С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов и В.В. Ивантер в своем докладе предлагают в качестве одной из важнейших мер, направленных против социального расслоения, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах мира и обеспечивает внушительные поступления в государственный бюджет, за счет которых финансируется, в том числе, и социальная сфера. В своем докладе ученые отмечают, что снизить число бедных в России и уменьшить социальное неравенство можно, если добиться повышения прожиточного минимума до уровня реальной стоимости базовой потребительской корзины, позволяющей реализовать потребности человека в питании, одежде, медицинском обслуживании и т.д.

Во-вторых, предлагается повышение минимального размера оплаты труда. В России сложилась уникальная для развитых стран ситуация, когда за чертой бедности могут находиться работающие граждане, включая специалистов с высшим образованием. Получается, что честно работающий и выполняющий свои профессиональные обязанности, часто требующие наличия высшего образования и высокой квалификации, гражданин оказывается не в состоянии обеспечить за счет своей заработной платы даже реализацию своих базовых потребностей. К числу работающих бедных в России до сих пор относятся многие работники сфер образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Это парадоксальная ситуация, когда работник культуры, образования или здравоохранения с высшим образованием и внушительным стажем работы по специальности получает заработную плату, которая ниже прожиточного минимума для работающих россиян.

Искоренима ли проблема нищеты, бедности и неравенства в современном мире и в России в частности? Что касается современного мира в целом, то сразу можно отмести даже надежды на ликвидацию нищеты и бедности в странах третьего и четвертого мира. Экономическая неразвитость, природные условия, высокий уровень рождаемости, политическая нестабильность - все эти факторы минимизируют надежды на решение проблемы социального неравенства в африканских странах, многих странах Азии и Латинской Америки.

В то же время, современная Россия обладает необходимым политическим, экономическим, культурным потенциалом для того, чтобы активно решать проблемы бедности и неравенства. Однако это требует соответствующей политики российского государства в экономике и в социальной сфере. Очень многое в экономической и социальной политике страны должно быть пересмотрено. Пока же экономические проблемы, испытываемые страной, не позволяют не только увеличивать объемы социальной помощи, но и сохранять их на прежнем уровне. В частности, в 2016 и 2017 гг. уже не будет индексироваться материнский капитал, который прежде каждый год увеличивался на 5,5%. Но, при этом, государство пока не рискует изменить фискальную политику, введя прогрессивное налогообложение, старательно избегает поднимать тему пересмотра итогов приватизации, отказывается вводить налоги на роскошь, т. е. не желает ущемлять интересы именно богатейших россиян в ущерб интересам многомиллионных масс населения, живущих на грани и за чертой бедности.

Раньше слово «творческий» было синонимом «неорганизованный». Сегодня мы хотим видеть человека креативным и свободно мыслящим, восхищаемся, когда к задаче находят нестандартный подход.

Выделяют два метода решения задач:

  • Аналитический - вы подбираете решения, а затем определяете, какое из них верное.
  • Интуитивный (метод прозрений) - решение приходит к вам в голову в готовом виде.

Трудно выйти за рамки, пытаясь решить проблему аналитически, но вот способ прозрений подходит для этого как нельзя лучше.

Учёные проверили Insight solutions are correct more often than analytic solutions оба способа и обнаружили, что метод прозрений даёт больше правильных ответов, чем анализ. Сканирование мозга показало The Origins of Insight in Resting-State Brain Activity : у людей, решающих проблемы таким образом, активируется передняя поясная извилина. Эта область отслеживает конфликты между областями мозга и позволяет выявить противоборствующие стратегии. С её помощью человек может увидеть неочевидные способы решения задачи и направить на них внимание.

Кроме того, во время прозрений у людей отметили более рассеянное внимание. Оно позволяет увидеть целое, не зацикливаясь на конкретном.

Рассеянное внимание характерно для человека в расслабленном состоянии и приподнятом настроении. Вы не полностью сконцентрированы на задаче, но и не витаете в облаках. Возможно, поэтому большинство прозрений приходят к людям в , например в ванной. Если вас посетило такое прозрение, вместе с ним придёт уверенность в том, что решение верное. И, судя по научным данным, ему следует доверять.

Вне зависимости от того, какой метод решения задач вы используете, вы делаете это лучше, чем ваши не столь далёкие предки.

Мы умнее людей, живших 100 лет назад

Начиная с 1930 года результаты тестов на IQ увеличиваются The Flynn Effect: A Meta-analysis на три пункта каждое десятилетие. Эта тенденция называется эффектом Флинна - по имени обнаружившего её профессора Джеймса Флинна (James Flynn).

У этой закономерности есть сразу несколько причин:

  • Выросло качество жизни. Улучшилось питание беременных и младенцев, уменьшилось количество детей в семье. Сейчас люди вкладываются в развитие и образование своих чад вплоть до окончания ими университета.
  • Улучшилось образование.
  • Изменились особенности труда. Умственный труд, как правило, ценится и оплачивается выше физического.
  • Изменилось культурное окружение. В современном мире люди получают гораздо больше стимулов для развития мозга: книги, интернет, разнообразное общение, не ограниченное местом проживания.
  • Люди привыкли к вопросам из IQ-тестов. Мы с детства умеем решать подобные задачи и использовать абстрактное мышление, поэтому делаем это лучше.

Нам повезло гораздо больше, чем нашим дедушкам и бабушкам, но вот наши дети не обязательно будут умнее. Уже сейчас в развитых европейских странах обнаружился антиэффект The negative Flynn Effect: A systematic literature review Флинна: после 2000-х рост интеллекта прекратился и даже начал снижаться.

Учёные предполагают, что воздействие среды на достигло своего пика: лучше просто некуда. Люди и так хорошо питаются, заводят одного-двоих детей и обучаются до 16–23 лет. Они не могут иметь меньше детей или учиться дольше, поэтому неудивительно, что интеллект перестал расти.

Мы стали лучше решать задачки на бумаге, но влияет ли это на реальную жизнь? Ведь человек - не машина, и ошибки зачастую происходят от неправильной оценки информации и особенностей нашего восприятия.

Нам недостаёт критического мышления

Людям свойственно ошибаться и видеть только одну сторону проблемы. Один из примеров такого мышления - эвристика доступности, когда человек оценивает частоту и возможность события по лёгкости, с которой примеры приходят на ум.

Пользуясь таким методом, мы полагаемся на свою память и не берём в расчёт реальную статистику. Например, человек боится умереть от атаки террористов или торнадо, но даже не задумывается о сердечном приступе или . Просто потому, что по телевизору чаще показывают громкие случаи.

К числу таких ошибок можно отнести и эффект якоря Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases , когда на решение людей влияют произвольные данные, полученные из окружающей среды. Этот эффект хорошо демонстрирует эксперимент психолога Даниэля Канемана (Daniel Kahneman). Испытуемых просили вращать колесо фортуны, на котором произвольно выпадала цифра 10 или 65. После этого участники должны были оценить процент африканских стран в составе ООН. Люди, видевшие на колесе 10, всегда называли меньшую цифру, чем те, кому попалось 65, хотя они знали, что это совершенно не связано между собой.

Подобные преследуют нас повсюду. Научиться замечать их очень важно, особенно в современном мире, где потоки фэйковых новостей и мифов льются со всех сторон.

Чтобы не стать жертвой иллюзий, научитесь подвергать сомнению всю информацию, выбирать надёжные источники и время от времени оценивать свои убеждения, даже если они кажутся вам единственно верными.

Также для развития критического мышления полезно общаться с широким кругом людей. Обычно мы тянемся к тем, кто разделяет наши взгляды. Но чтобы развить привычку мыслить критически, нам нужны знакомые, которые с нами не соглашаются. Они подкинут немало тем для размышления и, возможно, заставят нас пересмотреть свои убеждения.

«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae - земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты:

    масштабность: затрагивают все человечество;

    предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

    острота: от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;

    проявляются как объективный фактор развития общества;

    настоятельно требуют решения.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

    Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.

    Демографическая.

    Сырьевая.

    Экологическая.

    Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).

6. Продовольственная.

7. Энергетическая.

8. Использования Мирового океана.

9. Мирового освоения космоса.

И прочее.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

    Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма . Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

    Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

    Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

    Четкая международная система прогнозирования.

    Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).

    Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.

Определение: 1) Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения: 2) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества. 3) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

    Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов - «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.

    Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.

    Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:

    Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт.

    Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).

    Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

4 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость».

(По А. Печчеи)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3) Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

5) В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем - за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

1. План текста:

    Влияние современного человека на природу.

    Рост потребностей человека.

    Научно-техническая революция.

    Те виды (виды растений и животных), которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья.

    Те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, обречены, потому что естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.

    Печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

3. Два предположения:

    Рост производства и потребления приводит к поиску дополнительных ресурсов, что приводит человека в самые отдалённые и нетронутые уголки дикой природы. В свою очередь это нарушает и так шаткое равновесие человека и дикой природы.

    Постоянный рост производства и потребления будет сопровождаться увеличением отходов, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу грозит «парниковым эффектом».

    Борьба за передел ресурсов - «третья мировая война».

    Два крупнейших достижения НТР:

    интернет;

    мобильная связь.

    Подобные факты иллюстрируют следующую идею автора: «Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву».

    Опасность в грядущем перенаселении планеты, которой не хватит ресурсов, чтобы прокормить такое количество народа. Это грозит человечеству новыми войнами, социальными катаклизмами и прочими бедами.

    Дикая природа позволяет человеку насладиться чувством прекрасного, ощутить гармонию с природой, испытать чувство покоя и т. п.

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья . В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в сайт тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор - это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

Нет смысла объяснять, насколько гаджеты упростили нашу жизнь. Но также и прибавили нам проблем - от банального ухудшения зрения до серьезной зависимости. Кроме того, ученые из Техасского университета в Остине считают, что ежедневное использование смартфона ухудшает умственные способности и угнетает психику. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без телефона и компьютера. Вместо того чтобы использовать их по назначению, мы прячемся в гаджетах, в мире интернета и виртуальной реальности. Мы подменяем естественное искусственным и потому чувствуем себя несчастными.

Что делать?

  • Постарайтесь реже использовать гаджеты. Писатель Дэниел Сиберг посвятил этой мысли целую книгу под названием «Цифровая диета» , где поделился упражнениями и правилами, которые помогают перестать использовать гаджеты по инерции. Например, он советует объявить спальню местом, свободным от телефона, и пользоваться обычным будильником.
  • Отключите звуковые сообщения: так вы будете реже отвлекаться и уменьшите соблазн взять телефон в руки.
  • Соблюдайте порядок в электронной почте, сообщениях, на страничках в соцсетях.

4. Быстрый темп жизни

Скорость жизни с каждым годом только возрастает. Для того чтобы быстро реагировать, мы должны постоянно находиться в тонусе, быть эффективными. Но, с другой стороны, слишком сильно разогнавшись, можно вылететь в кювет через нервный срыв, подхватить болезнь, заработать профвыгорание. Сегодня время - самая ценная валюта. Поэтому мы сокращаем слова, встречаемся только по делу, а многозадачность воспринимаем как трудовую норму.

Что делать?

  • Запланируйте 10–15 минут в день на то, чтобы медитировать или просто созерцать. Можно смотреть на рыбок в аквариуме или на то, как горит свеча. Это поможет замедлиться и освежить голову.
  • Старайтесь по возможности заменить многозадачность поэтапным планированием. Ученые из Стэнфордского университета считают такой вариант организации дня наиболее эффективным.

5. Общество потребления

Концепция потребления за последнее время резко изменилась: вещи мы больше не чиним, а меняем. Социолог Эрих Фромм был уверен, что многие современные люди не живут в полном смысле этого слова - они пытаются расширить свой мир через приобретение вещей, и жизнь их сводится к гонке за обладанием. Даже когда человек получает образование, он хочет иметь диплом, а не знания и опыт. У него нет понимания того, как он сам существует в этом мире и в чем смысл его жизненного пути.

Мода меняется каждый сезон, новые, более совершенные вещи выпускаются ежедневно, обновления и дополнения к ним - ежечасно. В погоне за вещами человек теряет себя и способность адекватно анализировать свои потребности.

Загрузка...