Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Политические партии и общественные объединения

Подробное решение Параграф § 24 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Служит ли множественность политических партий в стране критерием её демократичности? Всегда ли по названию партии можно определить её идейно-политическую направленность? Как стать членом политической партии?

Насколько демократична страна (общество, государство) можно оценить по таким критериям:

Не сведена ли избирательная система к формальному большинству, без учета прав личности и меньшинства;

Соблюдается ли принцип равенства, созданы ли условия, позволяющие использовать эти возможности независимо от социального положения, образования, здоровья граждан;

Гарантированы ли все гражданские права не только большинству, но также отдельным гражданам и меньшинству, включая лиц, находящихся в оппозиции к власти;

Существует ли равные права для меньшинств, связанных общим языком, этническим характером, религией, культурой, политическими взглядами;

Каково положение наименее благополучных слоев общества;

Каковы возможности непосредственного участия гражданин в принятии касающихся их решений;

Реально ли обеспечивается свобода слова, информации, мнений, объединений;

Действует ли власть права, а не чиновников;

Насколько народ доверяет власти;

Гарантируется ли частная жизнь граждан;

Способны ли государственная и политическая системы исправлять допущенные ошибки.

По названию партии не всегда можно определить её идейно-политическую направленность, некоторые партии носят абстрактные названия.

Чтобы стать членом необходимо:

Ознакомиться с Уставом и Программой Партии;

Иметь стаж пребывания в сторонниках Партии не менее 6 месяцев;

Собственноручно заполнить заявление о приеме в Партию и дать письменное согласие на обработку персональных данных;

Пройти собеседование в местном (первичном) отделении Партии по месту жительства;

Подать заявление в местное (первичное) отделение Партии по месту жительства.

Вопросы и задания к документу

Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вопрос 1. Как вы понимаете каждый из принципов, названных в пункте 1 статьи 8 документа: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность?

Принцип добровольности выборов - принцип избирательного права, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление.

Равенство перед законом, равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений.

Самоуправление - состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними - целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.

Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении - недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие многочисленных информационных барьеров.

Вопрос 2. В чём заключается значение гласности в деятельности политических партий? Где и как любой гражданин может получить информацию о деятельности партий?

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Любой гражданин может получить информацию из СМИ.

Вопрос 3. Объясните, как связаны нормы, установленные этой статьёй, с участием политических партий в выборах.

Эти нормы устанавливают для всех партий равные права на выборах в органы государственной власти.

Вопрос 4. Приведите примеры деятельности какой-либо партии на выборах.

Партия распространяет информацию о своей программе на телевидении, в газетах, чтобы как можно больше людей заинтересовалось ей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём сходство и различия политических партий и движений? Каковы основания типологии политических партий? В чём суть каждого из этих типов партий?

В настоящее время существует немало определений политической партии. Рассматривая сущность партии с позиций разных научных подходов, учёные выделяют общие характерные для неё признаки. К ним относятся:

1) Устойчивая организация. Партия - относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей. Внутрипартийные отношения строятся на основе подчинения общим правилам (нормам), закреплённым обычно в уставе партии. Устав определяет условия вступления в партию (например, закрепляет принцип добровольности), структуру партийных организаций, порядок избрания руководящих органов, права и обязанности членов партии.

2) Идейно-политическая ориентация. Партия объединяет людей, придерживающихся определённых идейно-политических взглядов и имеющих близкие интересы. Идеологические приоритеты партии закрепляются прежде всего в её программе, где определяются партийные цели и основные пути их реализации.

3) Стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Ключевая задача современных партий состоит в представительстве на государственном уровне интересов тех социальных групп, которые они выражают. Именно ради этого партии и кандидаты от партий ведут конкурентную борьбу на выборах в представительные органы государственной власти и выборах должностных лиц. Социальные интересы воплощаются в предвыборных программах партий (вариантах политики). Избиратель, по существу, делает выбор между ними. Подчеркнём, что притязание на государственную власть, участие в ней - главный признак политической партии, отличающий её от других негосударственных организаций.

Политическая партия - добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть и участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения.

Наряду с партиями в политической системе действуют и общественно-политические движения, представляющие собой солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели. Ядром движений являются, как правило, инициативные группы, клубы, союзы и пр. Движения в отличие от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти. В них могут принимать участие люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели. Именно ради достижения конкретной цели и создаётся движение. Следовательно, цели движения более узкие, а идейно-политические ориентации и социальная база более широкие, чем у политических партий. Поэтому движения приобретают зачастую массовый характер. Когда цель достигнута, движение может прекратить своё существование.

Политологи на основе различных критериев объединяют партии в группы (типы). Так, по идеологическому признаку выделяют партии консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др.

Сегодня многие партии Западной Европы, а также США провозгласили себя народными партиями, тем не менее в их программах прослеживаются приоритеты, которые в большей или меньшей степени отражают групповые интересы. Так, программы социал-демократов направлены обычно на усиление социальной политики в пользу наёмных работников, рабочих и служащих сферы услуг, интеллектуалов, малоимущих и незащищённых слоёв населения.

Программные установки либералов и консерваторов, напротив, ориентированы на реализацию интересов высшего и наиболее состоятельных слоёв среднего класса. Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность, изменяются ставки налогообложения в пользу крупного бизнеса, растут расходы на поддержку вооружённых сил и охраны национальных границ, а также правопорядка в обществе. Вмешательство государства в экономическую сферу резко ограничивается.

По организационной структуре и принципам членства различают партии кадровые и массовые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. При этом выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, например в ряды коммунистических партий. Во втором человек становится членом партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию.

Кадровые партии немногочисленны и включают в основном профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоёв общества. Не случайно эти партии именуют партиями элитарными. В кадровых партиях обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство.

По отношению к проводимой политике выделяют правящие и оппозиционные партии.

Правящими являются партии, которые получили на выборах поддержку большинства избирателей и претворяют в жизнь свой политический курс. Оппозиционные - это партии, имеющие в парламенте меньшинство мест (парламентская оппозиция) либо не вошедшие в парламент по итогам выборов (внепарламентская оппозиция). Подчеркнём, что при демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, её визитной карточкой. Оппозиция предотвращает монополизацию власти, способствует смене властвующих элит и лидеров, является носителем критического духа в политике.

Вопрос 2. Какие функции политических партий вам известны? Раскройте их содержание.

Связь и взаимодействие государства с гражданским обществом реализуются через функции партий. Важнейшая из них - представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Они воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть её - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, через партии социальные группы нередко выражают своё отношение к проводимой политике, в том числе и в протестных формах, т. е. партии выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит ещё одна функция партий.

Вопрос 3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем.

Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоёвывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определённые отношения - механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и её реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы).

В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система - та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится, как мы уже говорили, партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти.

Многопартийная система складывается, когда за победу на выборах борются несколько (не менее трёх) влиятельных политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки, межпартийные коалиции. Иногда они насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий», или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов.

В ряде стран установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть её в том, что в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов (остальные набирают 10-12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнём, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, той, где монопольное право на власть имеет только одна партия. Существует «замаскированная» однопартийность, например, так было в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, а сейчас в Китае. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, но являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только при двухпартийной и многопартийной системах можно преодолеть монополию одной партии на власть.

Вопрос 4. Как развивается многопартийность в России?

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с 1990-х гг. К началу XXI столетия в стране насчитывалось свыше трёх десятков политических партий. Однако, несмотря на множественность, они характеризовались отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплочённостью и нечёткостью политических программ.

Важным шагом по пути к становлению подлинной многопартийности явились существенные поправки (2004) к закону РФ о политических партиях. Был принят также новый закон РФ о выборах депутатов Госдумы (2005), нормы которого закрепили переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов в нижнюю палату российского парламента к выборам только по партийным спискам. Эти законодательные акты предъявляли к партиям более высокие, чем раньше, требования: партия должна была насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозила ликвидация в судебном порядке). Законодательство не допускало создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Запрещалось также создание и деятельность партий экстремистского толка.

Возросшие требования способствовали тому, что наиболее влиятельные партии стали ещё сильнее, а слабые ушли с политической арены.

Перемены в жизни России вызвали появление новых поправок в закон о политических партиях. Они были предложены Президентом РФ в конце 2011 г. и приняты Государственной Думой в марте 2012 г. Согласно закону, теперь в партии должно состоять не менее 500 человек, она должна участвовать в выборах в течение 7 лет.

После внесения поправок в закон о партиях их численность значительно возросла. Каждая крупная партия, как правило, имеет свою символику, программу и устав, печатные издания, а также сайт в Интернете. В программах излагаются цели, задачи и приоритетные направления деятельности партии, декларируются её идейно-политические ориентации.

Российские партии создаются, как правило, по типу массовых партий. Их структуру составляют обычно региональные, местные и первичные отделения. Председатель (лидер) партии избирается её высшим органом - съездом. Членство является добровольным и индивидуальным. Членом партии может стать гражданин РФ, достигший 18 лет. При этом он должен признавать и выполнять программу и устав партии, а также лично участвовать в её работе. Члену партии выдаётся партийный билет.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

1) Название этой партии.

2) К какому крылу относится его брат?

3) Каких взглядов придерживается данная партия?

4) Чем отличается данная партия от других?

Вопрос 2. В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея создания собственной «партии отечества», которая бы вобрала в себя «все здоровые силы нации» для контроля над остальными, менее преданными государству индивидами. Через два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ряда партий. Каких именно? Ответ поясните.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия - политическая партия в Германии, существовавшая с 1920 по 1945 год, с июля 1933 до мая 1945 - правящая и единственная законная партия в Германии.

Национальная фашистская партия - итальянская политическая партия, основанная в 1921 году Бенито Муссолини для реализации идеологии фашизма. Предшественником фашистской партии был Итальянский союз борьбы, возглавляемый Муссолини. Национальная фашистская партия участвовала в итальянском парламенте с 1921 года, в 1924 году получила в парламенте большинство, с 1928 стала единственной легальной партией в стране до падения режима Муссолини в 1943 году.

I. Генезис, признаки и функции политических партий.

II. Типы партий и партийных систем.

III. Общественные организации и движения.

I. Политические партии являются важным элементом политической системы современного демократического общества. Они призваны обеспечивать доступ различных групп населения к рычагам государственной власти, формализовать и упорядочивать стихийные формы борьбы за власть и ее использование.

Выражая интересы определенных социальных групп, партии способствуют их внутренней консолидации, осознанию своих интересов, возможностей, соотнесению этих интересов с интересами других слоев общества. Через партии осуществляется прямая и обратная связь в системе «население – государство». Благодаря партиям властные структуры получают информацию о настроениях и ожиданиях определенных общественных групп и категорий населения, что необходимо для принятия оптимальных управленческих решений.

С другой стороны, лидеры партии способствуют мобилизации членов своих организаций и сочувствующих на достижение программных, общественно значимых целей, на участие в различных политических мероприятиях. Идеологическая работа партий способна оказывать сильное влияние на формирование ценностных, политических ориентаций, убеждений и нравственных норм поведения. Причем ценностные и идеологические ориентации даже политических противников в ряде значимых моментов могут совпадать (проблемы укрепления государственности, благосостояния общества, развития культуры и образования, борьбы с криминалом и т.д.). В ходе политических дискуссий наиболее полно вырисовываются пути достижения этих целей, подвергаются критике наиболее уязвимые моменты в деятельности властей.

Слово «партия» происходит от латинского pars (partis), что в переводе означает часть, группа лиц, собранных или выделенных с какой-либо целью. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии).

Однако прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции ХVII в.), когда стали ограничиваться абсолютистские функции государства, начала формироваться автономная личность, у которой возникла потребность участвовать в общественной жизни, влиять на власть, когда стали признавать законность существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических групп, призванных представлять эти интересы в системе власти.

По М. Веберу, политические партии прошли следующую эволюцию: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине ХVII в., первоначально они различались только в вероисповедании и династических предпочтениях. Борьба тори и вигов была в основном борьбой господствующих слоев общества за власть.

В отличие от котерий политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ клаб»).

В отличие от политических клубов массовые политические партии стремились привлечь как можно большее число членов, использовали большую активность, которая не ограничивалась периодом выборов. Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу ХIХ в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

В литературе отмечается наличие различных подходов в понимании сущности политической партии и огромное многообразие ее определений (до 200). Одним из первых предложил определение политической партии известный политический деятель и философ ХVIII в. Э. Берк. «Партия, – писал он, – представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». В современной политологии различные источники и авторы дают сходные определения понятия партии. Их суть сводится к тому, что партия – это совокупность граждан, объединенных идеологически и организационно, выражающих интересы значительных социальных классов и слоев населения, ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти посредством выборов или участия в ее осуществлении .

Основными отличительными признаками политической партии являются:

    связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

    обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

    наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

    установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению;

    наличие одного или нескольких лидеров.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

    представительство социальных интересов;

    выработка программных установок, политической линии партии;

    формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, формирование политической системы общества;

    подготовка и выдвижение кадров, участие в формировании политических элит.

Последние десятилетия принесли значительные изменения в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины ХХ в. стали приходить т.н. «общенародные партии», или «партии для всех». Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Облик партии в настоящее время формирует не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики. В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. В большинстве демократических стран партии практически полностью контролируют механизм выдвижения кандидатов на выборах и их проведение.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные . Кадровые партии отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединенной партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие в политическом процессе профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений.

И наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий – Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических лидеров.

Современная практика позволила выделить третий тип партий, дополняющий классификацию Дюверже. Эти партии (их еще называют «партии-хватай-всех», «интерклассовые партии») стремятся при неидеологизированной программе привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

Политологи классифицируют партии в зависимости от их положения в политической системе общества, разделяя их на правительственные и оппозиционные; легальные и нелегальные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно, и партии, правящие коалиционно.

Если положить в основу классификации программные установки, мировоззренческие позиции, социальные цели, то можно говорить о консервативных, либеральных, социал-демократических, коммунистических и других партиях.

Широкое распространение получило деление партий на «правые», «левые» и центристские. Как правило, «правые» отождествляются с ориентацией на консервативные и либеральные политические и экономические ценности – частную собственность, приоритет личности и т.д., а «левые» – с коммунистическими и социалистическими ценностями – общественной собственностью на средства производства, социальным равенством и т.д.

II. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы . Партийные системы – совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие их избирательная система и постоянство избирательных симпатий. Партийная система является составной частью политической системы.

Утверждение той или иной системы зависит от характера политического режима в стране, но в большей степени от конкретно-исторической ситуации. Политическая история ХХ в. свидетельствует, что многопартийность создает более благоприятные условия для демократизации политической и всей жизни общества. При всех политических режимах однопартийность – самая неустойчивая партийная система.

Существуют три основных вида партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная.

Однопартийная система означает, что в государстве одна партия законодательно или фактически наделена монополией на власть. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. До недавнего времени однопартийные системы были свойственны тоталитарным государствам. Оказалось, что однопартийными были не обязательно коммунистические и восточноевропейские, но и многочисленные государства т.н. «третьего мира». В последних авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. Наиболее глубокие корни однопартийные системы имеют в Африке, где они сформировались вскоре после приобретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим).

Длительный опыт показал, что однопартийная система довольно быстро – в историческом смысле – приходит к трудностям и к глобальному кризису, который неизбежно сопровождается кризисом всей политической системы, идейными и моральными потрясениями. В результате однопартийность сходит со сцены, а общество нуждается в коренном преобразовании.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу демократическая и республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы. За всю историю двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь восемь из них сумели завоевать более одного миллиона голосов избирателей. В ряде случаев, особенно на уровне штатов, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при этом важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий.

Такая двухпартийная система оказывается относительно устойчивой в специфических американских условиях, а также в аналогичных ситуациях. Но она не имеет шансов на существование в условиях социального и идейного плюрализма, имеющего место в большинстве стран Европы. Во всяком случае, пока оказались безуспешными попытки внедрить в некоторых странах американскую модель двухпартийности.

В типологизации по шкале двухпартийности и многопартийности можно выделить систему 2,5 партии (как, например, в Германии), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные, в привычную игру двух основных партий, собирающих голоса 75–80% избирателей. Так, в Германии Свободная демократическая партия и Партия зеленых попеременно идут на блок с одной из двух главных конкурирующих между собой группировок – СДПГ и союзом ХДС/ХСС – и добиваются вхождения в правительство.

Многопартийная система – это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие:

    партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерны: наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; существование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева и справа); значительное идеологическое размежевание; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

    партийные системы «умеренного плюрализма», в которых борьбу ведут от трех до пяти партий и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции, идеологическое различие между партиями невелико, ведется центростремительная конкуренция, партии ориентированы на участие в правительстве.

Можно выделить и так называемый уклад доминации. Эта система характеризуется тем, что на протяжении долгого времени (20–30 лет) у власти находится одна партия. При этом отсутствует сильная оппозиция. В качестве примера можно привести Японию, Индию, Мексику.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае речь идет лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большое количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Существование определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или по иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

В современной Беларуси многопартийная политическая система начинает складываться в конце 80 – начале 90-х годов. Можно выделить идеологические и социально-экономические предпосылки (ресурсы) многопартийности. Характеризуя идеологические ресурсы перехода к многопартийности, следует отметить тот факт, что альтернативные правящей КПСС (КПБ) политические организации появляются и активизируются на переломном этапе общественного развития, именно в то время, когда разражается не только экономический, но и идеологический кризис.

Господствовавшая в течение многих десятилетий идеология социализма и коммунизма терпит кризис доверия в силу многих как внутренних, так и внешних причин. Среди них открытая переориентация значительного числа бывших высокопоставленных руководителей-идеологов, иерархов партийно-государственной элиты на новые ценности и их пропаганду (такая переориентация была связана с их новыми экономическими запросами). В конце 1980-х годов наметилась определенная усталость от идеологических штампов, двойной морали в общественных отношениях и во властных структурах (с трибун говорили то, что требовалось, в жизни действовали иначе).

К важнейшим социально-экономическим ресурсам, подготовившим базу многопартийности, можно отнести появление и рост негосударственного сектора в экономике: формирование класса собственников, который стремится реализовать через политику и идеологию свои экономические интересы (социальная база правых партий); объединение значительного числа наемных работников, ухудшение социально-экономических условий жизни большинства населения (социальная база левых партий).

Названные выше важнейшие идеологические и социально-экономические ресурсы многопартийности можно отнести к внутренним. Несомненно также значительное внешнее влияние на процесс политической дифференциации постсоветского общества, которое выражается в активной пропаганде западными идеологами либеральных ценностей, присущих западным странам норм политической жизни. Такая пропаганда нередко сопровождается полным отрицанием положительного содержания в восточноевропейском опыте политического развития без какого-либо научного анализа («коммунизм – зло»). К внешним факторам следует отнести активное участие западного капитала в создании иностранных, совместных предприятий, что расширило частный сектор как экономическую базу для альтернативных социальных идей; материальную поддержку прямым и косвенным путем партий, движений, частных лиц, которые пропагандируют идеи западной демократии, а также в возможности в наше время ознакомиться с опытом формирования и функционирования многопартийных систем в индустриально развитых странах, который сопряжен с демократией и их экономическим положением.

Первые оппозиционные политические организации в БССР консолидируются к концу 1980-х годов. Наиболее значительным и влиятельным к этому времени стал Белорусский народный фронт «Адраджэнне», основанный в июне 1989 г. (с 1993 г. – партия). Вслед за БНФ были основаны Белорусская крестьянская партия, Белорусский христианско-демократический союз, Объединенная демократическая и Национально-демократическая партии, Белорусская социал-демократическая громада и т.д. Если в 1990 г. официально была зарегистрирована лишь одна партия, то в 1991 г. – 5, 1992 г. – 6, 1993 г. – еще 6, 1994 г. – 16 политических партий. К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. зарегистрированы 34 политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. в республике было зарегистрировано 43 политические партии . Однако в дальнейшем некоторые партии объединялись, другие распадались, третьи сходили с политической арены – в результате число их уменьшилось к середине 1999 г. до 27.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий: Либерально-демократи-ческая партия (лидер – С.В. Гайдукевич), Белорусская социально-спортивная партия (В.А. Александрович), Белорусская партия «Зеленые» (О.А. Новиков), Социал-демократическая партия Народного Согласия (С.В. Ермак), Белорусская аграрная партия (М.И. Русый), Республиканская партия (В.Я. Белозор), Консервативно-Христианская Партия – БНФ (З.С. Позняк), Партия БНФ (Л.П. Борщевский), Республиканская партия труда и справедливости (В.В. Заднепраный), Партия коммунистов Белорусская (С.И. Калякин), Объединенная гражданская партия (А.В. Лебедько), Белорусская патриотическая партия (Н.Д. Улахович), Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (С.С. Шушкевич), Белорусская социал-демократическая партия (Громада) (А.И. Левкович), Коммунистическая партия Беларуси (Т.Г. Голубева).

Становление многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Формирование политических партий пришлось в нашей стране на период кризисного состояния общества, когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен.

Разумеется, наличие объективных обстоятельств объясняет многие причины слабости политических партий, но не умаляет и их собственных ошибок. К ним, в первую очередь, относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; неспособность разрабатывать стратегию и тактику, которая бы опережала действия власти; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач; отсутствие системной работы с независимыми СМИ и эффективных программ по работе с молодежью, женщинами и пенсионерами; внутренние противоречия как следствие несоблюдения норм внутрипартийной демократии; недостаточное внимание к созданию оргструктур в регионах и отсутствие системной работы с ними. Поэтому появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может идти лишь о ее становлении, законодательном оформлении.

III. Общественная организация – это такая совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения .

Общественные организации характеризуются:

    системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;

    внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);

    способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

    системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства страны, ее территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

В основном все общественные организации можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.

Социально-экономические организации различных классов своей главной задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Это, например, предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.), они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Позиция, например, Союза промышленников и предпринимателей России во многом определила решения VI съезда народных депутатов России (апрель 1992 г.) по назначению В.С. Черномырдина премьер-министром.

Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы , хотя имеются организации и другого рода, например, классы взаимопомощи . Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют роль и в политической жизни. Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).

Существуют и социально-экономические организации крестьянства. Более распространены различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.

Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен – союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества «Знание», «Мемориал», комитет солдатских матерей и др. Они не только способствуют развитию социальной активности и самодеятельности своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.

Профессионально-творческие объединения (Союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, ассоциации научных работников и др.) главной задачей считают создание наиболее благоприятных условий для творческой деятельности своих членов.

Помимо общественных организаций в борьбе за интересы и в целях воздействия на власть возникают общественные движения , т.е. продолжительные совместные действия людей, разделенных территориально. Движение состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, блок партий и организаций из участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. Отличается движение от партии, общественной организации тем, что в нем, как правило, нет индивидуального членства, практики уплаты ежемесячных членских взносов, регламентации проведения собраний, обязательности выполнения принимаемых решений всеми членами движения.

Известно, что классовая борьба осуществляется также в форме движений: рабочих, крестьянских, демократических, коммунистических и т.д. Национально-освободительная борьба также выражается, реализуется в виде соответствующих общественных движений. Могут возникнуть социальные движения за разрешение отдельных актуальных проблем: за мир, за разоружение, за сохранение природы, в защиту Арала и др. Все эти движения: классовые, региональные и т.д. – самым различным образом взаимодействуют между собой, подчас могут выступать единым блоком, фронтом.

В Республике Беларусь зарегистрировано 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда. Среди них – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», общественное объединение «Спортивный клуб «Эспадон», общественное объединение «Детско-юношеский клуб по хоккею «Золотая шайба», общественное объединение «Международный союз молодежи «Единение», общественное объединение «Белорусская ассоциация «ПОШУК», международное общественное объединение «Клуб «Несси», общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» и др.

Общественные организации и движения, выражая интересы определенных групп людей, являются фактором интеграции всего общества. Ведь его функционирование основывается не только на плюрализме интересов и позиций, но и на известном их единстве. Многое зависит от наличия в обществе действенного механизма согласования разнообразных интересов, консолидации общественных организаций и движений.

ЛИТЕРАТУРА

    Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 1998.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа РБ, 1999. – С. 37.

Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть, либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки".

Партия - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

  • 1. высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
  • 2. стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
  • 3. активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
  • 4. пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

  • 1. долговременность организации, т.е. партия, рассчитывает на длительный срок политической жизни;
  • 2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • 3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
  • 4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.

В соответствии с этими критериями партии могут быть:

  • · классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
  • · национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
  • · проблемными, вызванными и подчиняющими свою програмистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
  • · государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
  • · формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

Политические партии - это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов: добровольность; сочетание личных и общественных интересов, самоуправление; равноправие участников; законность; гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение: может структурно не оформляться; может объединять организации различной политической ориентации; как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия: зарождения идей; появление активистов; выработка общих взглядов;

II стадия: пропаганда взглядов; агитация; привлечение сторонников;

III стадия: более четкое формирование идей и требований; развитие общественно-политической активности;

затем: оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на: национальные (в рамках одной страны); региональные; континентальные; мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов:

  • · защита экономических и социальных интересов трудящихся;
  • · культурное просвещение и воспитание;
  • · социализация трудящихся;
  • · представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение - объединение женщин различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.

Женское движение неоднородно.

  • · Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".
  • · Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.
  • 2. Антивоенное движение - объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.
  • 3. Экологическое движение - это движение в защиту окружающей среды.

"Зеленые" выступают:

  • · за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
  • · за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • · за закрытие вредных производств;
  • · против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

  • 4. Правозащитное движение - объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.
  • 5. Молодежное движение - выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.
  • 6. Национальное движение - набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют: движение неприсоединения; движение против расовой и национальной дискриминации; движение за установление нового экономического порядка; движение крестьян за землю и социальные права; пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года -- сорока пяти, с 2012 года -- сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.

В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят: партийный аппарат; ядро партии; партийная масса; сторонники; способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды; создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

Правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах, о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.

Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных v органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.

В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии - парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.

Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.

Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.

В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.

ОТВЕТ:

Политическая партия политическая организация свободно объединившихся людей на базе общности их социальных интересов, реализуемых при овладении ими политической властью.

Признаки политической партии:

Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

Стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Общественная организация – совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения.


Общественные организации характеризуются:

Системой связи и схожестью интересов входящих в нее членов;

Внутренней организационной структурой;

Способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

Системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Политическая партия и общественная организация отличаются следующими признаками:

1) политические партии для отстаивания интересов социальных групп считают необходимым завоевание власти; общественные организации не ставят перед собой такую цель;

2) партии объединяют в своих рядах людей с единой политической целью;

14. Какие существуют способы обретения легитимности власти? (перечислите и опишите их)

ОТВЕТ:

Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Такая легитимность схожа с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. Традиционная легитимность отличается прочностью.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). Классической основой легального господства принято считать бюрократию.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон и рациональный аппарат управления, а в обладании редким даром, вызывающим сходное с религиозным преклонение

15. Дайте характеристику следующим типам элиты:

А) аристократия

Б) геронтократия

В) теократия

Г) клептократия

Д) корпоратократия

Е) меритократия

Ж) милитократия

З) олигархия

И) охлократия

ОТВЕТ:

а) аристократия - (от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы.

б) геронтократия- принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.

в) теократия- (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой.

г) клептократия- (греч. klepto - ворую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества.

д) корпоратократия-(англ. corporatocracy - «власть корпораций») - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании.

е) меритократия-(от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть, буквально - власть наиболее одаренных) - теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

ж) милитократия- власть военных, власть силовиков, опять же в широком смысле слова, тех людей, которые прошли процесс социализации в военных структурах, причем не имеет значения, в каких именно

з) олигархия-(греч. oligarchia - власть немногих, от oligos - немногий и arche - власть), форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных (богатых).

и) охлократия- (греч. ochlos толпа, чернь Kratos власть) власть толпы, которой свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо институтам. Охлократия - это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию.

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены - все те, кто проголосовал за них.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти , если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.


Парфенов : Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей . Но их деятельность носит политический оттенок , они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии , которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой . (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Общественные движения

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели , поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)

Общественно-политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Отличия общественных движений от политических партий :

Общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации ; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.

непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности

Общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс , как партия.

Движения чаще всего стремятся воздействовать на власть , но сами , как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)

Все общественные движения имеют ядро - инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии , систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины - к трансформации их в политические партии.

отсутствие единой программы (устава)

Лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает , его лидерство базируется наавторитете .

Загрузка...