Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Танк пз 3 чертежи. Средний танк Pz Kpfw III и его модификации. Боевое отделение танка

Pz Kpfw III (Т-III)



















































































































До лета 1943 года немцы подразделяли свои на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская ). Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе. только одна - "Даймлер-Бенц" - получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи - пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz, IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", " " и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами. которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа Противники же их пришли к этому значительно позже - лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46.5 калибра и тремя пулеметами MG 34 ( 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км - при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев - с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки , характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу - одна Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась "безвальной" системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент - 360 мм - была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. PzKpfw III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN, "Алкетт", "Крупп", FAMO, "Вегманн", MNH и MIAG.
Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III версий А, В, С, D и Е (см. главу "Танки межвоенного периода. 1918-1939 гг.", раздел "Германия").
В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN и "Алкетт" выпустили 435 танков PzKpfw III Ausf. F, которые незначительно отличались от предыдущей модификации Е. На танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления, люки доступа к механизмам системы управления делались из двух частей, основание башни прикрывала специальная защита, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. На крыльях устанавливались дополнительные габаритные фонари. Три ходовых фонаря типа "Нотек" размещались на передней части корпуса и левом крыле танка.
PzKpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с так называемой внутренней маской, а 100 машин этой же версии - 50-мм пушкой с внешней маской, В 1942-1943 годах часть танков получила 50-мм пушку KwK 39 L/60, Первые же 10 машин с 50-мм пушкой были построены еще в июне 1940 года.
Производство танков версии G началось в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта, Первоначальный заказ составлял 1250 машин, но после захвата Чехословакии, когда немцы поставили в строй много чехословацких танков LT-38, получивших в немецкой армии обозначение PzKpfw 38 (t), заказ сократили до 800 машин.
На PzKpfw III Ausf. G толщина кормовой брони увеличилась до 30 мм. Смотровая щель механика-водителя стала закрываться броневой заслонкой. На крыше башни появился электрический в защитном кожухе.
Танки должны были вооружаться 37-мм пушкой, но большая часть машин вышла из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 39 L/42, разработанной фирмой "Крупп" в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.
Изменилось расположение ящиков с запасными частями и инструментами на надгусеничных полках На крыше башни имелось отверстие для пуска сигнальных ракет. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снаряжения. получивший шутливое название "сундук Роммеля".
Танки более позднего выпуска оснащались командирской башенкой нового типа, которая устанавливалась также на PzKpfw IV и была снабжена пятью перископами.
Строились также танки в тропическом исполнении. Они обозначались PzKpfw III Ausf. G (trop) и отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. Таких машин было выпущено 54 единицы.
Танки версии G поступили на вооружение вермахта в ходе французской кампании.
В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. К апрелю 1941 года было построено 310 (по некоторым источникам 408) машин из 759 заказанных в январе 1939 года.
Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм.
В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед.
Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.
Вместо коробки передач "Вариорекс" на машинах версии Н устанавливалась типа SSG 77 (шесть передач вперед и одна назад) Конструкция башни изменилась таким образом, что члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней. Командир танка, а также наводчик и заряжающий имели свои люки в боковых стенках и крыше башни.
Боевое крещение танки PzKpfw III Ausf. H получили в ходе операции "Барбаросса". В 1942-1943 годах танки были перевооружены 50-мм пушкой KwK L/60.
Следующей серийной версией были танки PzKpfw III Ausf. J. Они выпускались с марта 1941 по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Среди прочих незначительных улучшений самым существенным стал новый тип установки пулемета MG 34.
Первоначально танки PzKpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 38 L/60.
Появление новой версии -PzKpfw III Ausf. L - связано с неудачным ходом работ по установке на PzKpfw III Ausf. J стандартной башни танка PzKpfw IV Ausf G. После провала этого эксперимента было принято решение начать производство новой серии танков, обладающих улучшениями, предусмотренными для версии L. и вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60.
В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.
Из заказанных 1000 танков PzKpfw III Ausf. L было построено только 653. Остальные переделали на танки версии N, оснащенные пушкой калибра 75 мм.
Последней версией танка PzKpfw III с 50-мм пушкой была М. Танки этой модификации представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков над PzKpfw III с 50-мм пушкой, заказ сократили до 250 машин. Часть остальных танков перестроили на самоходки Stug III и огнеметные танки PzKpfw III (FI), а другую часть переделали на версию N, установив на машинах 75-мм пушки.
По сравнению с версией L танки PzKpfw III Ausf. M имели незначительные отличия. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов.
Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м.
Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов. Цена одного PzKpfw III Ausf. M (без вооружения) составила 96183 рейхсмарки.
4 апреля 1942 года Гитлер приказал изучить целесообразность перевооружения танков PzKpfw III 50-мм пушкой Рак 38. С этой целью один танк оснастили новой пушкой, но эксперимент закончился неудачно.
Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий.
Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, еще 37 танков были переоборудованы под стандарт Ausf. N в ходе ремонта машин других версий.
Помимо боевых, так называемых линейных танков, было выпущено 5 типов командирских общей численностью 435 штук. 262 танка переоборудовали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ - 100 огнеметных танков - выполнила фирма "Вегманн". Для огнемета с дальностью действия до 60 метров требовалось 1000 литров огнесмеси. Танки предназначались для Сталинграда, но на фронт попали только в начале июля 1943 года - под Курск.
В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем". Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.
С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.
PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.
Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на их базе. Энциклопедия техники

Panzerkampfwagen III (Т-III) - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год . Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 - машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.
Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии.
С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
К моменту вторжения в СССР PzKpfw III был основным оружием танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в дивизиях, направленных в СССР, насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло от 25 до 34% от общего числа танков, направленных в СССР.
В составе танкового батальона PzKpfw III входили в легкую танковую роту (три взвода по пять танков плюс два - во взводе управления). Таким образом, типичная танковая дивизия вермахта периода вторжения в СССР с одним танковым полком двухбатальонного состава имела 71 единицу PzKpfw III боевого назначения плюс 6 - специальных командирских для управления. На самом деле разделение на лёгкие и средние танковые роты в 1941 году носило формальный характер. С конца 1940 года танковые дивизии были реорганизованы (вместо танковой бригады двухполкового состава в них осталось по одному полку двух-трехбатальонного состава) и основной машиной лёгкой танковой роты стал Pz III (17 Pz III и 5 Pz II в каждой), а средней - Pz IV (14 Pz IV и 5 Pz II). Таким образом, с учетом штабных танков, каждый танковый батальон имел 37 танка Pz III. Так что типичная танковая дивизия (не оснащённая чешскими танками) имела в своём составе от 77 до 114 танков Pz III.
Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой - не имел некоторых отрицательных ее особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надежную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.
В целом PzKpfw III являлся надежной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939-1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надежность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объем подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «легко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.


На снимке Pz.Kpfw.III Ausf.J в Музее бронетанковой техники в Кубинке. Этот вариант имел следующие тактико-технические характеристики:

Размеры:
Боевая масса – 21,5 т
Длина – 5.52 м
Ширина – 2.95 м
Высота - 2.50 м
Бронирование, мм:
Лоб корпуса – 50
Борта и корма корпуса – 30-50
Лоб башни – 30-50
Борта и корма – 30
Крыша – 10-17
Днище – 16
Вооружение:
Пушка – 50-мм KwK 38
Пулеметы – 2x7.92 – мм MG-34
Боекомплект, выстрелов/патронов – 99/2700
Подвижность:
Двигатель – Maybach
Удельная мощность, л. с./т – 14.0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч - 40
Средняя скорость по просёлку, км/ч - 18
Запас хода по шоссе, км - 155
Запас хода по просёлку, км - 85
Удельное давление на грунт, кг/см? - 0,94
Преодолеваемый ров, м - 2,0
Преодолеваемая стенка, м - 0,6
Преодолеваемый брод, м – 0.8


У Ausf. J имелась торсионная подвеска, шесть опорных катков среднего размера. Модификации отличались друг от друга, в основном, размерами катков и резинового бандажа, конструкцией и рисунком ведущего колеса и ленивца.
Ausf. J выпускался с 1941 по 1942 годы , всего выпущено 1549 единиц.


Один из танков Т-3 сохранен и выставлен в Музее техники вадима Задорожного. Представленный танк относится к типу G, принимал участие в боях в Северной Африке. Производство данной модификации началось в апреле-мае 1940 года, к февралю 1941 года 600 машин этого типа поступили в танковые части Вермахта. 11 марта 1941 года в Триполи начали разгружаться подразделения 5-1 легкой дивизии Вермахта, насчитывавшей в своем составе до 80 танков Т-3. В основном это были машины типа П. На момент прибытия Т-3 превосходил любой английский танк в Африке, за исключением "Матильды".

В 1935 году управление вооружений следуя концепции Гудериана о мат. части танковых дивизий, выдало ряду компаний задание на средний танк массой 15 тонн. Проект, представленный фирмой Даймлер-Бенц оказался лучшим. Именно за этой фирмой закрепили право головного разработчика машины. В период с 1937 по 1938 год компанией были произведены небольшие партии опытных танков модификаций А, В, С и D. Все машины данной серии имели толщину брони только 14,5 миллиметров. В 1938 г. выпуском модификации Е началось настоящее серийное производство. Максимальная скорость машины имевшей боевую массу 19500 кг составляла 40 км/ч. В состав экипажа боевой машины входило 5 человек (механик-водитель, командир, стрелок-радист, наводчик и заряжающий). Компоновка Pz Kpfw III была традиционной для немецкого танкостроения - в корме находилось силовое отделение, в носу совмещенные отделение управления и трансмиссионное отделение, в башне и посередине корпуса находилось боевое отделение. Передние колеса являлись ведущими. Башня и корпус сварные изготовленные из листов хромо-никелевой броневой стали имеющих поверхностную закалку. Бронирование башни и корпуса было одинаковым - 30 миллиметров.

Вооружение включало танковую полуавтоматическую пушку калибра 37 мм и три пулемета (два в башне и лобовой).

А. Гитлер после французской кампании потребовал перевооружить Pz Kpfw III 50-миллиметровой длинноствольной пушкой L/60 (данное обозначение – длина ствола в клб.). Причиной данного решения послужило появление английских танков «Матильда» с толстой броней. Однако управление вооружений приняло другое решение и отдало предпочтение пушке с длиной 42 калибра и низкой начальной скоростью. Пушкой оснащались танки Pz Kpfw III модификаций E, F, G. Именно с этими машинами немецкая армия начала в войну с СССР. Впоследствии инициатива управления вооружений обошлась танковым частям очень дорого - снаряд 50-миллиметровой пушки с трудом пробивал броню советских Т-34 и KB.

На модификации Н появившейся в 1940-м г. за счет экранов увеличили до 60 миллиметров толщину брони кормовых и лобовых деталей корпуса. Боевая масса возросшая до 21800 кг потребовала широких гусениц, для того чтобы оставить на прежнем уровне достаточно высокое удельное давление на грунт.

Немецкие танкисты на PzKpfw III в северной Африке

Выгрузка немецкой техники в порту Триполи. На передним плане танк PzKpfw III Ausf G

Немецкий танк PzKpfw III Ausf. L на на платформе прицепа, который чаще всего использовался с 18-тонным полугусеничным тягачом FAMO

Танки модификации J (созданные во второй половине 41-го года) наконец-то оснастили длинноствольной пушкой, о которой говорил А. Гитлер. Бронебойный снаряд на дальности 500 метров пробивал бронелист толщиной 75 миллиметров, а подкалиберный - 115 миллиметров. Масса танка составила 21500 кг.

С июля 42-го года началось серийное производство модификации L, с октября – модификации M, которая отличалась усиленной бронезащитой лобовой части корпуса. Суммарная толщина бронелистов и 20-миллиметровых экранов достигала 70 миллиметров.

Последнюю модификацию N вооружили тем же короткоствольным орудием калибра 75 миллиметров, которое до этого устанавливалось на танк Pz Kpfw IV. Эту модификацию нужно относить к штурмовым, а не к линейным танкам. В период с 42-го по 43-й год было построено 660 танков.

Всего же выпускалось двенадцать модификаций Pz Kpfw III в количестве 5691 шт. Кроме того, было построено 220 командирских машин не имеющих пушечное вооружение, 50 с длинноствольной и 81 с короткоствольной пушкой. В 43-м году произвели 100 Pz Kpfw III Flamm – огнеметных машин. С февраля 43-го по апрель 44-го - 262 артиллерийских наблюдательных танков Sd Kfz 143 (Pz Beob Wg III). В ремонтно-эвакуационные передели 150 танков.

С технической точки зрения данный средний танк являлся интересной машиной. На Pz Kpfw III были применены многие новшества: опорные катки имели торсионную подвеску, управление осуществлялось при помощи планетарных механизмов поворота и сервоприводов и так далее.

С другой стороны, «тройка» отличалась низкой проходимостью и недостаточной подвижностью. Попытки модернизации существенных результатов не принесло, кроме частичного увеличения бронирования и усиления вооружения. Моторную группу ни разу не пересматривали, а потому при увеличении массы удельная мощность снижалась.

Немцы при всем желании так и не смогли уравнять боевые качества Pz Kpfw III с Т-34, в основном, из-за отсутствия конструктивных резервов. Производство данных танков прекратилось в августе 43-го года. Освободившиеся заводские мощности использовались для выпуска штурмовых орудий на базе данных машин.

Боевые и технические характеристики средних танков Pz Kpfw III (Ausf E/Ausf G/Ausf M/Ausf N):
Год выпуска – 1938/1940/1942/1942;
Боевая масса – 19500/20300/22700/23000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5380/5410/5410/5650 мм;
Длина с пушкой вперед – 5380/5410/6410/5650 мм;
Ширина – 2910/2950/2950/2950 мм;
Высота – 2440/2442/2500/2500 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 30 мм (21 град.)/30 мм (21 град.)/50 мм (21 град.)/50 мм (21град) ;
Толщина бронелистов бортов корпуса – 30 мм (угол наклона к вертикали – 0 градусов);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 30/30/57/57 мм (угол наклона к вертикали – 15 градусов);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 17 и 16/18 и 16/18 и 16/18 и 16;
Марка пушки – KwK/KwK38/KwK39/KwK37;
Калибр пушки – 37/50/50/75 мм;
Длина ствола – 46,5/42/60/24 клб.;
Боекомплект, выстрелов – 131/99/92/64 шт.;
Количество пулеметов – 3/3/2/2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект, патронов – 4500/2700/3750/3750 шт.;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL120TR/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40, км/ч;
Запас топлива – 320/320/318/318 л;
Запас хода по шоссе – 165/165/155/155 км;
Среднее давление на грунт – 0,95/0,93/0,94/0,94 кг/см2.

Немецкий танк PzKpfw III и его экипаж

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf.J. У этой модификации был облегчен корпус, а толщина лобовой брони была увеличена до 50 мм

Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка

Год
создания

Масса,
т

Экипаж,
чел.

Лобовая
броня,
мм

Калибр
пушки, мм

Скорость
движения
км/ч

Т-26
обр.1938г.
БТ-7
обр.1937 г.
LT-35
LT-38
Cruiser
Mk III
Pz.III
Ausf.A

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.



Начать эту историю надо с того, что осенью 1939 г. в Польше были обнаружены и тайно вывезены два поврежденных немецких танка, которые подверглись внимательному изучению на НИБТполигоне. Легкий танк PzKpfw II был почти комплектным, но не вызвал никаких особых эмоций. Отмечались удачное бронирование из 15-20-мм листов цементованной брони, удачная конструкция двигателя (двигатель был передан на Ярославский завод для внимательного изучения с целью выработки проекта аналогичного изделия мощностью 200-250 л.с), КПП и системы охлаждения, но в целом оценка танка была сдержанной.

А вот при исследовании танка PzKpfw III , именовавшегося в документах АБТУ как "средний 20-тонный танк "Даймлер-Бенц" , у советских специалистов получился разрыв шаблона. Вес танка составлял примерно 20 тонн, он имел цементованную (то есть неравнозакаленную броню, когда верхний слой бронеплиты подвергается закалке на высокую твердость, а тыльный слой остается вязким) броню толщиной 32 мм, очень удачный 320-сильный бензиновый двигатель, прекрасные приборы наблюдения и прицел, а также командирскую башенку. Танк был не на ходу, и отремонтировать его не получилось, ибо уже весной 1940 года листы его брони были подвергнуты обстрелу из противотанковых орудий и ПТР. Но в 1940 г. такой же танк, был официально куплен в Германии "для ознакомительных целей" и доставлен в Кубинку на ходовые испытания.
В отечественных документах этот танк именуется Т-ШГ, но скорее всего его модификация была Ausf F , а литера "F" превращалась из машинописной заглавной буквы Г дорисовкой малой поперечной перекладины вручную.

Полученные результаты испытаний этих двух танков советских специалистов поразили. Оказалось, что немецкие танки имеют очень качественную броню.

Еще в процессе захвата и тайной перевозки "польского" PzKpfw III по нему с дистанции 400 м из 45-мм пушки было произведено два выстрела, не пробивших (!) бортовой брони толщиной 32 мм. Штатный бронебойный снаряд БР-240 оставил в борту две лунки округлой формы глубиной 18 и 22 мм, но тыльная часть листа повреждена не была, лишь на поверхности образовались выпучины высотой 4-6 мм, которые покрылись сеткой мелких трещин.

Упоминание об этом вызвало пожелание проделать такой же опыт на НИБТполигоне. Но здесь, стреляя с указанной дистанции при угле встречи от нормали до 30 градусов, дважды (из пяти) пробили указанную броню. Замнаркома обороны по вооружению Г. Кулик санкционировал проведение дознания по линии техуправления НКВ и ГАУ под руководством Э. Сатэля, которое показало следующее:
"…Обстрел из 45-мм пушки бронебойным снарядом брони немецкого среднего танка дает нам крайний случай пробития, т. к. указанная немецкая цементованная броня толщиной 32-мм равнопрочна 42-44-мм гемогенной броне типа ИЗ (ижорского завода). Таким образом, случаи обстрела борта танка под углом большим, чем 30 градусов, приводят к рикошету снарядов, тем более что поверхностная твердость немецкой брони чрезвычайно высока…
В данном же случае дело усугублено тем, что при стрельбе использовались снаряды выпуска 1938 г. с некачественной термообработкой корпуса, которая в целях увеличения выхода велась по сокращенной программе, что привело к повышенной хрупкости корпуса снаряда и его раскалыванию при преодолении толстой брони высокой твердости.
Подробно о снарядах этой партии и решение по их изъятию из войск вам было доложено 21.06.1939…
Расследование убедительно показывает, что несмотря на указанное решение об изъятии, большое количество 45-мм бронебойных снарядов отмеченной выше части, равно как и в соседней, имеют такие же клейма и, видимо, тот же дефект… Таким образом, изъятия указанных снарядов из войск, выполнено это до наст. времени не было, и снаряды выпуска 1938 г. по сей день соседствуют с новыми нормального качества…
При обстреле бронекорпуса танка на БТ-Полигоне использовались 45-мм БРЗ снаряды вып. 1940 г., свободные от указанного дефекта и полностью удовлетворяющие ТТТ…"

Бронеплита толщиной 32-мм танка PzKptw III после обстрела серией из пяти 45-мм снарядов (2 пробоины). Угол встречи до 30 градусов.

Но даже применение качественных снарядов не делало "сорокапятку" достаточно мощной для борьбы с танком PzKpfw III на средних и больших дальностях. Ведь согласно данным нашей разведки, в Германии уже приступали к выпуску этих танков с броней корпуса и башни 45-52-мм, непреодолимой для 45-мм снарядов на всех дальностях.
Следующей особенностью немецкого танка вызвавшей у отечественных танкостроителей восторг была его трансмиссия, и в особенности – коробка перемены передач. Даже прикидочные расчеты показывали, что танк должен быть весьма подвижным. При мощности двигагеля 320 л.с. и массе около 19,8 т танк должен был разгоняться на хорошей дороге до 65 км/ч, а удачный подбор передач позволял хорошо реализовать свои обороты на всех типах дорог.
Одобренный свыше совместный пробег немецкого танка с Т-34 и БТ-7 подтвердил преимущества немца на ходу. На мерном километре гравийного шоссе на перегоне Кубинка-Репише-Крутицы немецкий танк показал максимальную скорость в 69,7 км/ч, лучшее значение для Т-34 составило 48,2 км/ч, для БТ-7 – 68,1 км/ч. При этом испытатели отдали предпочтение немецкому танку из-за лучшей плавности хода, обзорности, удобным рабочим местам экипажа.

Осенью 1940 г. председатель Комитета Обороны К.Ворошилов получил письмо от нового начальника АБТУ:
"Изучение последних образцов иностранного танкостроения показывает, что наиболее удачным среди них является немецкий средний танк "Даймлер-Бенц-Т-3Г". Он обладает наиболее удачным сочетанием подвижности и броневой защиты при небольшой боевой массе – ок. 20 т. Это говорит, что указанный танк при сравнимой с Т-34 броневой защите, с более просторным боевым отделением, прекрасной подвижностью, несомненно более дешевый, чем Т-34, и потому может выпускаться большой серией.
Согласно особому мнению тт. Гинзбург, Гаврута и Троянова, главным недостатком указанного типа танка является его вооружение из 37-мм пушки. Но согласно сент. с.г. разведобзора, эти танки уже модернизируются путем усиления брони до 45-52 мм и вооружения 47-мм или даже 55-мм пушкой…
Считаю, что немецкая армия в лице указанного танка имеет сегодня наиболее удачное сочетание подвижности, огневой мощи и броневой защиты, подкрепленное хорошим обзором с рабочих мест членов экипажа…
Необходимо не медля ни минуты продолжить работы по танку "126" с целью доведения всех его характеристик до уровня немецкой машины (или превосходящих ее), а также внести в конструкцию других наших новых танков наиболее удачные решения немецкого танка, как то:
1. конструкция эвакуационных люков;
2. схема охлаждения двигателя;
3. конструкция КПП;
4. схема питания с размещением двигателя и топливного бака за герметичной выгородкой от команды;
5. командирской наблюдательной башенки;
6. размещение радиостанции в корпусе.
Прошу принять решение по проведению доработки конструкции новых танков в виду вновь открывшихся обстоятельств…

Федоренко 13/1Х-40 "

Все это определило некоторые корректировки курса советского танкостроения, взятого в 1937-1938 гг. и подправленного в начале 1940 г.
В конце октября руководством АБТУ были в основном сформулированы требования по дополнению и изменению конструкций новых танков и тактико-технических требований к ним, а 6 ноября 1940 г. маршал С. Тимошенко обратился к Председателю КО при СНК СССР К. Ворошилову со следующим письмом:
"Проведенные опытные учения Танковых и Механизированных Войск показали, что вопросы управления танковыми подразделениями крайне затруднены.
Результаты длительных пробегов и испытаний танков, а также изучение передовых образцов иностранной танковой техники показывают, что в Тактико-Технические требования по нашим танкам необходимо внести соответствующие дополнения.
Танковому командиру, начиная от отдельного танка и выше, необходимо дать возможность полного и постоянного наблюдения за полем боя, за обстановкой и за подчиненными ему танками, освободив его окончательно от обязанности артиллериста или заряжающего.
В наст. время смотровые приборы и средства обозрения для командира ограниченны и вызывают крайнюю необходимость увеличения круговой видимости и обзорности для каждого отдельного танка.
Одновременно необходимо значительно понизить усилия на приводах управления танком при вождении.
В целях повышения боевых качеств танков… необходимо внести следующие дополнения в ТТТ.
1) Установить на башнях танков специальные командирские смотровые башенки с круговым обзором.
2) Пересмотреть численный состав экипажей.
3) Уточнить вооружение и боекомплект.
4) Для внешней связи потребовать установки р/с КРСТБ меньш. по габаритам, чем 71-ТК и проще в настройке.
5) Для внутренней связи потребовать применение ларингофонов взамен громоздких микрофонов.
6) Смотровые приборы механика-водителя и радиста заменить на более совершенные. Водителю, кроме того, установить оптический смотровой прибор.
7) Потребовать гарантийный срок работы танка не менее 600 часов до К. Р.
8) Подвеску танка Т-34 переделать на индивидуальную торсионную.
9) В первой половине 1941 г. заводы должны разработать и подготовить к серийному выпуску планетарную трансмиссию для танков Т-34 и КВ. Это позволит увеличить среднюю скорость танков и облегчить управление.
Представляю проект постановления КО.
Прошу утвердить.
Маршал Советского Союза С Тимошенко"

Так что в отличие от утверждений некоторых любителей бронетанковой техники, советские военный прекрасно понимали недостатки наших предвоенных танков, даже "свежих" Т-34 и КВ. Во многом из-за этого понимания и родилась такая машина как Т-50, или проект глубокой модернизации танка Т-34 известный как А-43 (или Т-34М).

Источники

М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Свирин “Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-45 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2008 г.
М.Барятинский "Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Загрузка...