Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Киргизская шапка. День кыргызского калпака: как правильно носить традиционный головной убор. В Киргизии чалма получила большое распространение

Сегодня, 5 марта, в Кыргызстане отмечается День кыргызского национального головного убора – ак калпака. В последние годы его носили лишь в редких торжественных случаях. Для того чтобы популяризовать традиционный головной убор, власти в 2011 году учредили День ак калпака. Надо отметить, усилия дали положительный результат. Молодежь проводит флешмобы в белом калпаке, дизайнеры предлагают новые концепции традиционного головного убора, а иностранцы массово закупают экзотичный для них аксессуар.

В кыргызской культуре калпак был, пожалуй, самым демократичным головным убором. Его носили все мужчины без исключения – от хана до бедняка, от юношей до стариков. Отличались они лишь по форме и цвету, которые говорили о социальном статусе, материальном положении и возрасте владельца.

Сейчас традиция дарения калпака вошла даже в государственный этикет. При назначении на должность либо избрании чиновников теперь чествуют белым калпаком, а парадная форма кыргызстанских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак.

Настоящий калпак шьют только из натурального войлока. Для него отдельно изготавливается специальный войлок из вычищенной, вычесанной, белой тонкорунной шерсти свежей обработки. Поэтому калпак считался не только традиционным головным убором кыргызов, но и подчеркивал материальное благосостояние владельца. В древности даже говорили: "Взрослый верблюд - цена калпака из того сукна".

Сейчас калпак из натурального войлока в Кыргызстане оценивается минимум в 1500 сомов, тогда как его аналог с примесью синтетических материалов стоит около 200-300 сомов. Почти в два раза дороже он стоит в онлайн-магазинах, где в основном его заказывают иностранцы, наслышанные о практичности головного убора. В Москве калпак можно купить примерно за 2 тыс рублей, в онлайн-магазине он стоит от $30 до 50.

Говоря о практичности, нужно отметить, что калпак является самым "мобильным" головным убором. Благодаря мягкому войлоку его можно вывернуть наизнанку, а окаймленные клинья позволяют сложить его в четыре раза, при этом головной убор не теряет свою форму. Из-за плотного войлока из натуральной шерсти калпак согревает в холод, охлаждает в жару, а в дождь не пропускает влагу.

Калпаки кроят разных форм, и все они имеют своеобразный орнамент, но каждая вышивка и цвет имеет свое значение. Четыре линии окантовки - это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, но слишком сложные узоры делать не принято, дабы не показаться хвастуном. Цвет окантовки означает возраст и жизненный опыт его владельца.

Мальчикам в 12 лет принято дарить калпаки с зеленой каймой, в знак того, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны учиться всему.

24-летним молодым людям дарят калпак с голубой каймой, 36-летним мужчинам – с коричневой, олицетворяющей землю. Это означает, что в этом возрасте мужчины уже завели собственные семьи и набрались достаточно опыта, чтобы приносить пользу своей родине.

В 48 лет полагается дарить головной убор с бежевой каймой, означающей, что они уже могут подавать пример подрастающему поколению, а 60-летним мужчинам можно дарить калпаки с черной бархатной каймой. Черная линия на белом фоне означает мудрость, богатый жизненный опыт его владельца и умение отличать хорошее от плохого.

Существует около 80 видов калпака. Они делятся по формам, степени сложности изготовления, значению и практичности.

Также калпак говорил о семейном статусе мужчины. Если молодой человек выходил в свет в белом калпаке с красной каймой, то это говорило о том, что он в активном поиске второй половины. В этот момент сваты должны были подсуетиться и свести его с потенциальной невестой.

Когда пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, то это значило, что повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Калпак из белоснежного войлока с отделкой из белых тканей дарят только в знак признания лидерства человека.

Калпак нельзя бросать, терять, ставить на землю, продавать или передаривать свой калпак другому. Считалось, что вместе с ним человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. Головной убор символизировал священную защиту, и нападение на его владельца считалось святотатством и богохульством.

Калпак нужно снимать двумя руками и ставить только на почетном месте, а перед сном необходимо оставлять его у изголовья.

Элечек (кимишек, бас орау) - головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи - весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя - я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек - это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые - белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» - по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти - причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне - вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Қазақи (Сырдарья)

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Следите за нашими новостями на

Калпак — киргизский национальный головной убор, который не теряет своей популярности и в настоящее время. Его можно назвать визитной карточкой Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак. В 2011 году в стране был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта. К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.

Kalpak is a Kyrgyz national hat, which is still quite popular. It might be called the hallmark of the Kyrgyzstan. Uniform of Kyrgyz athletes in international competitions includes white kalpak as essential element. In 2011 Kalpak’s Day was established in the country and celebrated annually on March 5. From ancient times there was a special attitude toward this headdress: kalpak cannot be regiven, it should always be clean, it cannot be thrown, it should be taken off only with two hands and put on a special place. There is a legend everyone who lost kalpak is expected to get in trouble.

However, to find real kalpak made from felt in the Kyrgyzstan today is very difficult but kalpaks made from Chinese synthetics are sold at every step. As it turned out, it is unprofitable for people or they are too lazy to work for the production of quality headdress. To receive good felt people have to grow certain breeds of sheep, shear the wool, process into felt and sew kalpak. It is much faster and cheaper to buy Chinese synthetic felt and sew hundreds of cheap kalpaks. Moreover, the population tends to not only wear the forgery, but also gives it as a present to foreigners or during visits to other countries.

Правда, чтобы найти сегодня в Киргизии настоящий калпак — из натурального войлока — придется обойти немало лавок и магазинов, зато калпаки из китайской синтетики продаются на каждом шагу. Как оказалось, людям нерентабельно или лень работать для производства качественного головного убора. Гораздо быстрее и намного выгоднее купить китайского синтетического войлока и сшить сотни дешевых колпаков. Тем более, что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам или во время визитов в другие страны.

Как-то вместе с итальянским журналистом мы гуляли по красочному базару города Оша.

— Какой сувенир мне обязательно надо купить в Кыргызстане? — неожиданно спросил мой спутник.

— Купи себе калпак – киргизский мужской головной убор, — ответила я, не раздумывая. И мы отправились в сувенирные ряды.

Здесь меня ждало большое разочарование: мы обходили лавку за лавкой и никак не могли найти настоящий войлочный калпак («калпак» — тюркское написание названия национального головного убора, формой напоминающего колпак) . Везде продавали его подделку из китайской синтетики по 150 сомов (чуть больше $2). Наконец, в крайнем ряду мы нашли две лавки с настоящими калпаками — 1200-1600 сомов (примерно $17-22).

— Почему так дорого? — спросила я продавца.

— В стране нет войлока, — услышала в ответ.

— Как нет войлока? Овцы, что ли, перевелись? — не унималась я. Продавец лишь улыбнулся. Продал нам настоящий киргизский калпак, не уступив даже 50 сомов. А я решила узнать не только об истории этого головного убора, но и его современном производстве.

По этой ссылке доступны особенности кыргызской национальной игры кок-бору (козлодрание)

Калпак – символ гор

Ак-калпак — это головной убор, сделанный из белого войлока с черными бархатными отворотами. В народном фольклоре его форму связывают со снежной вершиной. Слово «ак», которое переводится как «белый», киргизы используют в нескольких смыслах, кроме обозначения цвета: чистый, честный, священный. В отношении калпака используются, скорее всего, два смысла — белый и священный.

К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать — только передавать из поколения в поколение, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, вертеть, снимать нужно только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.

Возможно, приставка «ак» используется также для самоидентификации киргизов, потому что родов и племен у народа много, а название «белокалпачные киргизы» — как бы одно на всех (тут вспоминаются имеющие автономную республику в Узбекистане каракалпаки, в переводе это слово означает «черные шапки»). В крупнейшем национальном эпосе «Манас» говорится, что «киргизы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание — темное, как их подножия».

Калпак шьют из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Узоры традиционно вышивают шелковыми нитями, поля чаще всего оторачивают черным бархатом, верх украшается кисточкой, которая свисает спереди.

Калпак имеет много разновидностей, раньше по высоте и оформлению головного убора можно было немало узнать о человеке. Например, представители знати или артисты носили калпаки выше тех, что надевали простые люди. Калпаки «на выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. На свадебном калпаке жениха вышивались белые узоры.

Это универсальный головной убор, в котором не жарко летом и тепло зимой, изготавливают с разрезами спереди или по бокам. В ненастные дни можно опустить заднюю часть, чтобы дождь не попадал за воротник, а в жару — переднюю, чтобы получился козырек для защиты от солнца.

Калпаком в Кыргызстане очень гордятся. В виде этого головного убора делают автобусные остановки, калпаки надевает олимпийская сборная страны, в 2008 году даже была выпущена почтовая марка с его изображением — достоинством в 6 сомов, а в 2011 году учрежден День калпака.

Кыргызская почтовая марка с изображением ак-калпака

Сшит калпак, да не по-калпаковски

О том, что калпак до сих пор остается неотъемлемым атрибутом одежды мужчин в Кыргызстане, свидетельствует огромное количество носящих его людей. Но все чаще предпочтение отдается «китайскому» калпаку, качество которого заметно отличается от настоящего. Я специально отсмотрела десятки фотографий, сделанных СМИ во время различных мероприятий: участники празднеств в честь Дня калпака, олимпийская сборная, даже некоторые депутаты — в китайской синтетике.

Олимпийская сборная Кыргызстана также носит синтетические калпаки (с) Sputnik.kg

Что произошло с этим популярным культурным атрибутом, почему его заменяет более дешевый синтетический аналог? Все просто: нерентабельно или лень производить качественный головной убор. Чтобы получить хороший войлок, надо выращивать определенные породы овец, состригать с них шерсть, перерабатывать ее в войлок и шить калпаки. Гораздо быстрее и намного выгоднее закупить китайский синтетический войлок и сшить сотни дешевых калпаков. Тем более что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам.

По этим ссылкам можно прочесть про различные блюда стран региона из рубрики Кухня Центральной Азии : Ошская тандырная самса , Каракольское ашлямфу , тандырная лепешка , бешбармак , таджикский курутоб , курут — киргизский сухой сыр, национальный напиток кумыс .

Население Кыргызстана носит «китай»

…Вернувшись в Бишкек, я позвонила в национальное объединение народных художественных промыслов «Кыял», о котором в одном из постановлений киргизского парламента говорится, что «это единственное предприятие, занимающееся производством и популяризацией киргизского народного прикладного искусства». «Там точно должны шить настоящие калпаки», — в этой уверенности я взялась за телефон. Меня перекидывали с одного номера на другой, «гоняли» по цехам: «Мы уже давно не шьем калпаки», «Звоните в другой цех, там точно шьют». И так раз за разом, пока я не поняла, что в «Кыяле» калпаки не производят. Расспросив знакомых, я получила номер женщины, которая занимается этими головными уборами, — руководителя Общественного фонда «Мин кыял» Айдай Асангуловой . Встречу она назначила мне как раз в «Кыяле», который, как оказалось, давно разделен на небольшие помещения, сдающиеся в аренду.

Калпаки, которые отшивали на предприятии «Кыял», 1976 год

Я приехала пораньше, чтобы до начала встречи успеть пройтись по сувенирным рядам Ошского рынка Бишкека. Такая же картина, что и на базаре в Оше — калпаки, коврики и прочие изделия из китайской синтетики. Видела и несколько вещей из натурального войлока. «Китайский» калпак можно купить за 150 сомов (чуть больше $2), цена войлочного начинается от 700 сомов ($10). Торговцы отвечали, что население чаще всего покупает синтетические калпаки. «Особенно много их берут в подарок иностранцам, потому что те не знают разницы», — откровенно сказала одна продавщица.

Пройдя по этим ссылкам можно прочитать материалы о Советском наследии Кыргызстана Часть I - про Ош и Часть II - про 10 признаков Нового года в СССР, Часть III — про столичный телеграф, его бомбоубежище и куранты, Часть IV — про бишкекский музей Ленина.

Синтетические калпаки на Ошском рынке Бишкека

Новая концепция

Настало время интервью, мы устроились в небольшой мастерской, где клиент, манасчы (сказитель киргизского эпоса о богатыре Манасе) из Таласа, заказывал себе индивидуальный калпак, а две девушки отшивали заказы.

Настоящие войлочные калпаки

«Около десяти лет назад на рынке Кыргызстана возникли проблемы с войлочными калпаками, и базары заполнились синтетическими изделиями, — начала свой рассказ Айдай Асангулова. — Раньше киргизский калпак изготавливался вручную, во времена СССР его начали массово и по единому стандарту производить на предприятии «Кыял». Калпак всегда бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Вроде люди знают про калпак и уважают его, но вдруг перешли на синтетическую подделку, которую стали дарить всем подряд, и этот национальный головной убор стал утрачивать свою ценность.

Свое детство я провела вместе с бабушкой. Все, что было связано с головой, в том числе шапки, она считала очень ценным. И в киргизском фольклоре сказано, что свой головной убор нельзя дарить, кидать, крутить, оставлять на полу. Сторона невесты никогда не дарит жениху калпак на свадьбу: мол, и так отдаем целую невесту, так еще и «голову» отдавать — не положено.

Белые калпаки, 1980-е годы

Калпак — важная часть национального наследия, и я решила изучить его историю. Мы написали проект, получили грант и начали ездить по регионам, встречаться с этнографами и художниками, собирать фотографии из Госархива, смотреть старые фильмы. Много интересного о киргизской национальной одежде нам рассказывали носители традиционных знаний, старожилы деревень. К сожалению, с каждым днем их становится все меньше, с ними уходит и наша культура.

Так вот, раньше киргизы никогда не праздновали день рождения каждый год, они отмечали 12-летний цикл жизни – муча л. В 2011 году мы предложили современную концепцию калпака, основываясь на знаниях стариков, — головные уборы, символизирующие каждые 12 лет жизни человека каймой определенного цвета и особенным узором.

На 12-летие ребенка мы предлагаем калпак с зеленой каймой — цвета молодой травы — и узором в виде рогов барана, который символизирует начало превращения мальчика в мужчину. На 24-летие – калпак с голубой каймой и узором тундука (верхней основы юрты) , что означает, что мужчина начинает думать о создании своего очага. В 36 лет — коричневый цвет: мужчина-патриот и думает о своей земле. На калпаке вышит беркут, что означает, что человек смотрит на все сверху — с высоты лет. Кайма калпака для 48-летнего мужчины – бежевая, вышит барс: мужчина уже умен и может дать совет подрастающему поколению. Цвет каймы калпака для 60-летних – черно-белый. Такие шапки носили аксакалы, которые уже могли отличать черное от белого, то есть плохое от хорошего. В качестве узора мы решили использовать изображение оленя с ветвистыми рогами, что означает разветвление рода, потомство.

Современная концепция калпаков

В 2011 году мы написали книгу о калпаке и вместе с Историческим музеем организовали выставку, на которой представили более 100 головных уборов – не только калпаки новой концепции, но и калпаки из фондов музея, Кыргызфильма, предприятия «Кыял» и даже изготовленные к «Олимпиаде-80». Некоторые старинные калпаки нам одолжили люди, другие мы получили в обмен на новые головные уборы во время наших полевых исследований».

Разновидности калпаков, 1080-е годы

Главная проблема –отсутствие войлока

В цехе предприятия «Кыял», где я брала интервью, калпаки вместе с двумя девушками отшивает директор объединения «Кыргыз Калпагы муундан-муунга» («Киргизский калпак из поколения в поколение») Клара Асангулова . Она рассказала, что раньше, когда эти шапки изготавливали вручную, каждый стежок на них что-то означал: защиту от сглаза или хвори. Сейчас люди просят изготовить калпаки с индивидуальным рисунком, некоторые — с лейблом своей компании и определенной высоты. Часто просят не слишком высокие, чтобы в калпаке можно было сесть в машину.

«Пока у меня четыре точки сбыта калпаков в Бишкеке и еще две — в Оше. Клиентура растет: люди начинают понимать, что такое хороший калпак. Но есть проблема дефицита хорошего войлока. После развала СССР исчезли овцы с полутонкой шерстью, той самой, из которой получается хороший войлок. Мы пытались делать войлок сами, но его количества хватило лишь на десять калпаков, а вот для ста единиц его надо заготавливать промышленными масштабами. Сейчас мы закупаем войлок у частных предпринимателей, которые в 1990-х купили станки у промышленных заводов. Войлока не хватает, и приходится неделями стоять в очереди, — посетовала Клара Асангулова. — Конечно, калпак надо возрождать, но делать это следует на государственном уровне, начиная от разведения нужной породы овец и заканчивая созданием завода по изготовлению войлока и пошиву калпаков. Вот тогда страна массово сможет сменить синтетику на традиционный головной убор».

Калпаки из архива киностудии «Кыргызфильм»

Калпак -- это старинный кыргызский войлочный головной убор. О "калпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. «Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валеные шляпы". Изготавливается калпак из войлока, что дает возможность носить его и в теплую и в весьма прохладную погоду, предохраняя голову от перепада температуры, колпаки разнообразны: колпак с декором, колпак с разрезом, колпак без разреза, колпак с высокой тульей. Все колпаки характеризуются высокой верхушкой, края у которых обращаются вверх, украшаются вышивками тканью из черного и красного бархата. Виды кыргызкого «калпака»: «Айры калпак», «Тилик калпак», «Туюк калпак» и т.д. Калпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай -- особый вид головного убора, отличительная особенность - длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Малахай-меховая шапка без отворотов. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Тебетей -- распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Края шапки полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чапан -- мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты -- дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан -- широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан -- покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

«Чепкен» киргизы из валяного сукна носили поверх остальной одежды. В холод и непогоду такой «Чепкен» был незаменим - не промокал, не продувался ветром, одинаково хорошо защищал от холода и солнечных лучей. Он очень прочен и в качестве повседневной рабочей одежды служил 5-6 лет. Халат из верблюжьей шерсти был не рабочим, а скорее выходным, щегольским нарядом; он стоил очень дорого и был доступен лишь богатым киргизам. Очень состоятельные киргизы носили также и штаны из этой ткани.

Кементай -- Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. «Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда - непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Белые - особо ценные, войлочные халаты, могли себе позволить только очень зажиточные крестьяне.

«Джаргакшым» - широкие кожаные или замшевые штаны, основным украшением которых служила шелковая вышивка.

"Ичик",- зимний вид одежды, меховая шуба, крытая тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Длина ниже колен, рукава так же длинные, используется плотная ткань. Особо ценились шубы из меха диких животных - волка, лисы, рыси и др. Ичик в основном, одевали в особых торжественных случаях.

Тон - это так же зимняя верхняя одежда мужчин и женщин. Изготавливается из шкур домашних животных с использованием плотных тканей, воротники делаются пышными.

Таар шым - мужская нижняя одежда, повседневные брюки. Специально делаются широкими, что бы свободно оседлать коня и двигаться. Шьются выше колен, по колено и ниже колен.

Отук - сапоги, сшитые из кожи, войлока. Мужская обувь состояла из кожаных сапог - "отук", кожаные калоши на каблуках - "кепич" и мягких выворотных сапожек - "маасы". Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины - "чарык", с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми к верху носками. ".

Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс - «кемер кур». Он делается из кожи и металла, чаще всего из серебра, богато декорируется узором, различным изображением.

Традиционный женский национальный костюм кыргызского народа состоит из следующих основных компонентов: платье-«койнок», набедренную распашную юбку - бельдемчи, головной убор (несколько видов).

Койнок-кыргызское платье в виде рубахи. Покрой женской рубахи-платья во второй половине 19 века был в основном одинаков на всей территории Кыргызстана. Она была туникообразна, с прямыми или немного сужающимися к запястью рукавами. К основному полотнищу пришивались расширяющиеся к низу боковины. Под рукава вшивали треугольные ластовицы. Платье делали длинным - до щиколоток, рукава закрывали кисти рук. Основное полотнище было до щиколоток настолько, что шов, соединяющий стан с рукавами, приходился на 6 - 10 см ниже линии плеча. В том случае, если на рубаху-платье не надевалась верхняя одежда (халат, камзол и проч.), она подпоясывалась широким поясом. На юге (Алайская долина) поясом служил длинный кусок ткани или платок, обмотанный несколько раз ниже талии. В северной части страны пояс представлял собой широкую (более 10 см) полосу ткани на толстой подкладке и завязывался сзади на талии.

Различия в женской рубахе тех или иных районов Кыргызстана заключалась в основном в форме ворота и способах его отделки. Были выделены три варианта кыргызской женской рубахи второй половины 19 века (все они относились к типу туникообразных рубах): 1) рубаха с горизонтально-вертикальным разрезом ворота, без воротника с вышивкой по вертикальному разрезу ворота или со специальной широкой манишкой онур; 2)рубаха с треугольным разрезом ворота и обшивкой его узкой тесьмой джеек; 3) рубаха со стоячим воротником. Вышивку делали или непосредственно на платье, или же на отдельно надевавшемся на платье нагруднике. Вышивка и на груди рубахи, и на нагруднике-манишке называлась онур. Вышивку делали швом «терс кайык» (обратный шов), предназначавшимся в этих районах только для «онур». Шов был очень тонким, плотным, вышивка сплошной: каждый новый стежок ложился на одну нить (в ткани) выше предыдущего. Онур вышивали так же и другими швами - шевеге (тамбур), койтерме, басма (гладь).Узор вышивки был геометрическим. Онур вышивали щелковыми нитками разных цветов: красными, чеными, желтыми, синими, зелеными. В первый раз онур надевали на невесту в день свадьбы. Его носили женщины молодые и среднего возраста.

Второй вариант кыргызской женской рубахи-платья - с треугольным вырезом ворота носили молодые и пожилые женщины. По названию ворота платье получило название «узун джаак». Сложенную пополам ткань разрезали по сгибу и на 20-25 см по вертикали. Часто верхние края вертикального разреза подгибали, отчего вырез приобретал треугольную форму. Узкая тесьма окаймляла треугольный разрез ворота и спускалась далеко ниже пояса. Ткань для платьев этого варианта была разного цвета: у молодых - красного, у пожилых темных или светлых цветов.

В конце 19 - певой четверти 20 в. появляется новый тип платья - выкройной. Выкройные рубахи представлены двумя вариантами: 1 - отрезное от талии платье; 2 - платье на кокетке. Отрезное от талии платье сначала сохраняло многие черты туникообразной одежды: к туникообразному лифу пришивали собранную в сборки юбки. Воротник был стоячим с вертикальным разрезом спереди. Затем появились и полностью выкроенные платья - со скругленной проймой рукава, разрезной скошенной линией плеча, выкроенным по форме рука рукавом; появились и отложные воротники.

Кеп такыя - женский головной убор, сверху которого надевают элечек или женский тебетей. Украшаются вышивкой и висячими ювелирными изделиями. Выполняет функцию устойчивости тебетея и хранит от холода. Является дополнительной декорацией для остальных одежд.

Элечек - женский головной убор, для женщин старшего возраста. Изготовляется только из белой ткани. Бывает округленной или квадратной формы. Особенностью является то, что в элечек входит платок, закрывающий шею. Элечек имеет несколько составных частей: «баш кеп», «сала коймо», «ээк алмай» «астынкы, устунку тартма», «тумарча», «бадал». «Элечек» как и «шокуло» украшается традиционным декоративным элементом «кыргык», опоясывающий головной убор полоска различной ширины, на который наносится узоры вышивкой и декорируются золотом, серебром и другими камнями. В зависимости от декора «кыргак» называется по разному - «кумуш кыргак», «алтын кыргак», «»сайма кыргак», «оймо кыргак», «жибек кыргак» и т.д. По его краям прикрепляются серебряные или золотые подвески, что придает элечеку торжественный вид. Элечек бывает только белого цвета за исключением траурного (траурное время покрывает его черным платком). В одевании элечека есть региональные отличия.

Шокуло - женский головной убор. Считается свадебным. Это конусообразная шапка заострена кверху и на верхушке собрана легкая светлая ткань. Во время свадебной процессии невесте закрывали этой тканью лицо. Высота бывает 22-30см. В древности его делали из белого войлока, и окаймлялась мехом выдры, лисы и др. животных. Богато украшается орнаментом и вышивкой. «Кыргак» -главный декоративный элемент шокуло.

Бельдемчи - набедренная одежда в виде распашной юбки. Это одежда замужней женщины надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком швом «илме». Узоры весьма разнообразны, чаще они состоят из завитков, напоминающих рога барана. Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых, либо узорных тканей. Нарядные бельдемчи были из черной блестящей ткани (лампук) из среднеазиатских пестрых шелков или из сукна, (иногда домотканого) украшались вышивкой. Вышивка на них иногда шла широкой полосой в виде каймы, но чаще они были вшиты сплошь, включая пояс. Праздничные бельдемчи шили из черного бархата, вышивали обычно тамбурным швом, разноцветными шелковыми нитками. Между поясом и полотнищем юбки для украшения вшивался ряд красно-белых мелких фестонов. По подолу и полам нарядные бильдемчи обшивались мехом выдры. Зимние бельдемчи для жен чабанов, кочевавших большую часть года на пастбищах, делали из шерсти овчины. По своему характеру, общему стилю, часто черному фону, на котором была вышита вышивка, общему ее колориту (преобладание красного цвета с добавлением белого, зеленого, желтого, голубого), по особенностям орнамента и композиции вышивка на бельдемчи близка вышивке настенных ковров тушкийиз.

Тебетей- зимний головной убор женщин и мужчин. Края «тебетея» полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Чыптама- традиционный женский жилет-безрукавка, одеваемый сверху «койнок» (платья). В разных регионах имеет разные названия- «чирмей», «опко тон», «опко кап», «кармооч». Чаще всего шьется из бархата и украшается вышивкой.

Все эти основные элементы комплекта кыргызского национального костюма не менялись с древнейших времен. Только во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

Сегодня кыргызский народный костюм не теряет свою актуальность, и современные модельеры по новому трактуют его в своих творческих работах, что способствовало появлению столь популярного в последнее время «этно стиля».

кыргызский культура костюм традиционный

Элечек - женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего - чалма из белой материи. У разных родоплеменных групп Кыргызии женская чалма имела различные формы - от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. В Кыргызии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов - элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

В северной Кыргызии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх нее тюрбана. На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также украшений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки ткань для тюрбана наматывали спиралью, образуя идущие кверху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону.

В долине Таласа и в районах северной части современной Ошской области, которые были населены родоплеменными группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, носили тюрбан круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравнительно небольшой налобный выступ.

В восточных районах современной Ошской области, а также у кыргызок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и сильно нависающий над лбом выступ. Шапочку, имевшую шлемовидную форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, прилегающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками.

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под названием ичкилик, тюрбан имел более округлую форму и был довольно высоким, шапочка же была аналогична предыдущей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещивающимися спереди, шелковой тесьмой, серебряными украшениями, кораллами, монетами, жемчугом.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречается несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор - илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщинах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У кыргызов, живущих в Джиргаталъском районе Таджикистана, старинный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

Загрузка...