Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Страстная неделя в славянской традиции. Что нужно знать о страстной седмице, чтобы ничего не пропустить

С трастная седмица - это последняя неделя Великого поста, период очень значимый для христиан. Страстная седмица - в переводе с церковнославянского языка - «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Последняя неделя по-особенному почитается Православной церковью. Первоначально большинство христиан праздновали не Великое воскресенье, а Страстную, или Крестную пятницу.

Много тяжких споров было у древних христиан по поводу того, в какой день отмечать Великую Пасху. Окончательное решение принял состоявшийся в 326 году новой эры Первый Вселенский собор. С этого момента христиане отмечают сей светлый праздник в Светлое Христово Воскресение.

Еще во времена Иоанна Златоуста, жившего на рубеже 3-4 веков нашей эры, христиане испытывали огромное желание находиться рядом в последние земные дни Иисуса Христа. Святитель Иоанн описывал подвиги, которые совершали люди ради своего Господа в Страстную седмицу. В эти дни, показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры. Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.

Православная вера все больше крепла и развивалась. Христиане всех времен продолжали по-особому чтить Страстную седмицу. Так, по описанию современников, жители Руси в последнюю неделю перед Великой Пасхой вели большую подготовку к встрече основного праздника года. В простонародье Страстную неделю называли по-разному: Великая, Святая, Червонная, Красная. В избах тщательно чистили мебель, хозяйственную утварь. Белили набело стены, печи. Во вторую половину недели занимались приготовлением пищи на праздник, красили яйца, изготовляли куличи. Мужчины восстанавливали сломанные предметы быта, ставили качели для гуляний.

Умолкал - особенно это было заметно в селах - громкий людской говор. Были люди, отвечавшие за соблюдений данных правил. Русичи верили, что именно в Страстную седмицу нечисть всех видов радовалась страданиям Иисуса и вела дикий разгул своих грязных дел. Также, согласно традициям древних славян, считалось, что в канун Великой Пасхи на землю возвращались души умерших предков, чтобы отпраздновать это событие.

Страстная седмица по дням

На протяжении Великой недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, таинства брака и крещения (как и в течение всего поста). Верующие скорбят, и каждый день Страстной (Страшной) недели посвящается размышлениям о Христе и Его учении, с каждым из этих дней связаны определенные обряды и обычаи.

Все дни Страстной седмицы особенные, по-своему знаменательные и святые. Православная церковь совершает службы в каждый из этих великих дней. Каждый день в храмах проводятся особые богослужения с проведением апостольских, пророческих, евангельских чтений и обрядов. Богослужения первых трёх дней Страстной седмицы проходят торжественно и печально, в эти дни сокрушаются о греховности человеческой натуры. В среду вечером подобные богослужения, проводимые с великопостным плачем, оканчиваются. Начинается плач совершенно другого характера. О страданиях и муках Иисуса Христа, который расплачивается собой за падшее человечество.

Каждый из дней Страстной недели называется Великим или Страстным. В эти дни мы видим, как церковные обряды сочетаются с народными приметами. Проводится Страстная седмица по дням следующим образом.

Великий понедельник

В этот день в храмах вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу. Дерево символизирует человека, не приносящего духовного плода; того, в чьем сердце нет любви к ближнему и истинного покаяния.

Вернувшись после церковной службы, наши предки принимались за уборку жилища – мыли, чистили, скребли. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет!» При чем тут верба? Да при том, что накануне отмечалось Вербное Воскресенье. Считалось: веточки вербы, освященные в этот день в церкви, способы очистить дом от негативной энергии. Поэтому, сделав генеральную уборку, напоследок обязательно проходились веничком из вербы по всем углам – нечистое выметали.

А еще в Великий понедельник обновляли интерьер: белили стены в комнатах и расписывали их цветами. Нарисованные красные маки – не просто любимые цветы, но и символ святой крови Христа, которая когда-то давно была пролита во искупление грехов человеческих.

После Прощёного воскресения перед Великим постом начинается соблюдение строгих режимов питания. Принимать пищу следует два раза в день, ограничивая ее объём.

Великий вторник

Во вторник во время богослужений звучат притчи о верном и неверном рабах, десяти девах, талантах, а также о Страшном суде. Все они заставляют нас задуматься о том, что надо всегда быть готовыми к встрече с Богом, а еще – проявлять смелость, изобретательность, делать добро и никогда не унывать.

А наши предки в этот день искали места, где еще не растаял последний снег, собирали его и талой водой омывали домашних животных, чтобы уберечь их от разных болезней. С такой же целью на рассвете живность поили сеченым (соченным) молоком: семена льна и конопли растирали в ступке и разводили водой – напиток, спасающий от всех хворей, готов!

Великая среда

В храмах во время проповеди сравнивают два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, уверовавшей в силу добра и покаяния и принявшей спасение, и Иуды, избравшего духовную гибель.

Наши прабабушки в Страстную среду совершали особый магический обряд, который помогал избавиться от всякой «телесной немочи» и весь год оставаться здоровыми.

Ближе к вечеру следовало подойти к колодцу или реке и кружкой зачерпнуть воду. Затем трижды перекреститься, накрыть ее чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестившись, облиться этой водой, оставив немного в кружке. После такой процедуры на влажное тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, что оставалась, выливали через окошко в кусты или цветы рядом с домом (сделать это надо было до наступления 3 часов ночи). Наши предки были уверены, что тело, омытое таким образом, будто заново рождается.

Великий четверг

В храмах во время богослужений в Великий четверг вспоминают одно из важнейших евангельских событий – Тайную вечерю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения.

Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии – Святого причастия. Каждая литургия в этот день означает участие присутствующих в храме в Тайной вечере.

С Великим, или Чистым четвергом связано много традиций и обычаев. Один из наиболее древних – очищение водой. Наши предки в этот день купались в реке, озере или парились в бане. Считалось, что это приносит красоту и здоровье. Мыли маленьких детей и даже… поросят, чтобы весь год были чистыми. В колодцах и реках опять набирали воду, на рассвете в нее опускали серебряные и золотые украшения, монетки – чтобы жить в достатке и благополучии.

Девушки заботились о красоте: чтобы кожа лица стала чистой и гладкой, нужно было умыться, а мыло ночью выбросить за порог.

Знали молодые красавицы и еще один секрет: чтобы удачно выйти замуж или пользоваться вниманием других мужчин, во время купания в Чистый четверг следовало приговаривать: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я, раба … (имя), для всех буду прекрасной. Аминь». После водных процедур представительницы прекрасного пола подстригали концы своих кос – чтобы волосы были длинными и густыми. Кстати, именно в этот день полагалось в первый раз подстригать волосы ребенку (до года стричь малыша – грех).

В Чистый четверг убирали дом – чтобы все вокруг радовало глаз. После четверга мести пол запрещалось (убирать можно только после Пасхи). Каждая хозяйка украшала свое жилище весенними цветами.

Особые поверья связаны с четверговой солью. Щепотку заворачивали в лоскут ткани и пропекали в печи. Приготовленная таким образом соль считалась очищенной огнем от скверны (от рук Иуды) и наделялась целебными свойствами.

На протяжении всей недели в храмах покупали свечи, которые называли страстными и использовали для разных обрядов. Так, в Чистый четверг огнем страстной свечи выжигали кресты на дверях и потолках – верили, что это убережет дом от нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами.

Но главное в этот день – заботиться о чистоте мыслей и души. Начиная с Чистого четверга, было принято готовить угощение к празднику: печь куличи, пасхи, красить яйца.

Страстная пятница – день траура

Наступает Великая пятница. Это самый скорбный день, день траура. Именно в пятницу Христа предали иудейским властям. Он совершил крестный ход на Голгофу, был распят и, приняв муки, умер.

В Страстную пятницу запрещены работы и развлечения. Наши предки искренне верили: тот, кто смеется в пятницу, будет плакать круглый год. Соблюдается строжайший пост, а в храмах в знак глубокого траура смолкает колокольный звон.

Страшный день заканчивается. С лучами восходящего солнца приходит суббота Страстной недели.

Тихая суббота: ожидая благую весть

Субботу называют Тихой, так как Господь в это время пребывает в гробу и сходит душой в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и возвестить о победе над смертью. Это день печали и ожидания главного события – Воскресения Христова. Самое время укладывать куличи, пасочки, крашенки и писанки в пасхальную корзину. Помещают туда и другие яства (буженину, домашнюю колбасу). Обязательно надо взять с собой свечу или лампадку.

Великий пост и Страстная неделя заканчиваются, вот-вот начнется долгожданный и радостный праздник Воскресения Христова.

В субботу богослужения начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Завершается Страстная неделя по прошествии субботы – в полночь, когда верующие приветствуют друг друга восклицанием «Христос воскрес!», радуясь наступлению самого главного христианского праздника.

В старину люди свято верили, что если бодрствовать в ночь с субботы на воскресенье, то тем самым предохранишь себя от болезней, обеспечишь хороший урожай.

Спешите делать добрые дела!

Издавна считалось, что добрые дела, совершенные на Страстной неделе, способствуют освобождению от грехов и очищению души. В преддверии Пасхи было принято собирать пожертвования для оказания помощи нуждающимся. Не забывали и о животных. Так, например, на Страстной неделе выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить Божьи создания на волю.

Также на Пасху по обыкновению помогали бедным семьям, не имеющим средств, чтобы как следует отпраздновать Торжество торжеств – Светлое Воскресенье Христово.

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Все дни Страстной недели особенные и называются Великими или Страстными, а ветхозаветные истории тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

    В православных церквях на Страстной неделе проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными за весь церковный год.

    На Страстной неделе не поминают умерших, не празднуют дни святых - в это время все обряды посвящены подготовке к Пасхе или Светлому Воскресению Христову.

    Поинтересовался, чему посвящены дни Страстной недели и что можно и нельзя есть по дням.

    Страстная неделя по дням

    Страстной понедельник — на церковных службах в этот день вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа, которого родные братья продали в рабство, а также проклятие греховной смоковницы Иисусом Христом, не приносящей ни веры, ни молитв, ни истинного покаяния.

    Чин мироварения начинается также в понедельник — его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят под непрестанное чтение молитв три дня.

    В Страстной вторник в церквях вспоминают проповеди Иисуса Христа о том, как Спаситель говорил в Иерусалимском храме, о притчах, рассказанных ученикам, о талантах и десяти девах, воскресении мертвых и Страшном суде.

    В Великую среду — вспоминают предательство Иуды Искариота, который предал за тридцать сребреников Учителя, а также о грешнице, которая омыла ноги Спасителя и помазала их миром. В среду люди стараются исповедоваться.

    В Страстной, или Чистый четверг Православная Церковь вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа со Своими учениками и установление Им Таинства Евхаристии (Святого Причащения). В четверг паства причащаются.

    Красная, или Страстная пятница — день траура, во время службы вспоминают о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются перед ней.

    В Страстную субботу на торжественном богослужении говорят о погребении Иисуса Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи.

    В Иерусалиме в храме Воскресения Христова в субботу сходит благодатный огонь, а самая главная служба начинается вечером — верующие встречают Пасху.

    Что можно и нельзя есть по дням

    Все ограничения Великого поста распространяются и на Страстную седмицу, но последняя неделя самая строгая. В течение всей недели некоторые верующие, по желанию, принимают только воду и хлеб.

    В Страстную седмицу по монастырскому уставу в понедельник, вторник, среду и четверг положено сухоядение, то есть допускается — хлеб, вода, фрукты, овощи.

    В эти дни есть можно постный хлеб и термически необработанную пищу. То есть сырые овощи и фрукты, а также сухофрукты, орехи, мед. Чай и компот в эти дни принимать не рекомендуется.

    Приготовить в эти дни можно салаты из овощей и фруктов. Нарежьте, например, любые фрукты - груши, апельсины, яблоки, бананы, добавьте нарезанные сухофрукты, изюм и орехи, и заправьте все жидким медом. Получится вкусно и очень полезно.

    По церковным канонам в последнюю пятница перед Пасхой не едят до вечерней службы.

    Страстная суббота — последний день перед Светлым Воскресением Христовым, когда Сам Господь был во Гробе, верующие соблюдают строгий пост.

    В 2019 году последняя суббота перед Пасхой выпадает на 27 апреля. Пасху православные в 2019 году празднуют 28 апреля.

    Тяжело больные люди, беременные женщины, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, кормящие матери, а также дети до семи лет освобождаются от поста.

    Материал подготовлен на основе открытых источников



    Что происходило в Страстную седмицу по дням можно прочитать подробно в четырех Евангелие, плюс к этому, если человек ходить в храм в эти дни, то на проповедях после службы можно узнать много интересного о тех событиях, а также глубже понять их интерпретацию.

    Посвящается эта строгая неделя поста воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, его страдания, распятие на Кресте, смерть и затем погребение. Каждый день Страстной недели считаются величественным и важным. Эти дни воспринимаются в христианстве как Божественный праздник, который озарен спасением через страдание и смерть. В эти не не совершается служб поминовения, не поются молебны, в Страстную пятницу не проводится литургии.

    Еще со времен апостолов особенно почиталась у христиан именно эта неделя. В самом начале еще не было долгого семинедельного поста накануне праздника, а вот строгий пост в Страстную неделю был установлен и строго соблюдался уже тогда. Это время, если правильно подойти к каждому дню, наполнено переживаниями, созерцанием и скорбью.

    Что происходило по дням Страстной седмицы

    Великий понедельник

    В этот день вспоминают ветхозаветную историю о патриархе Иосифе Прекрасном. Его братья завидовали ему и продали его в рабство в Египет, но Иосиф все равно смог прожить достойную жизнь и помочь египетскому народу. Также в этот день вспоминают иссушение, которое Иисус Христос провел покрытой богатой зеленью смоковницы. Это растение имеет много листиков, но не дает плодов.




    Точно также и книжники, фарисеи явно позиционировали свою набожность, но на самом деле в Господа не верили, не жили по предписаниям Бога. Так и душа человека, который только внешне верит, не принесет духовных плодов.

    Великий вторник

    В Евангелие написано как в этот день Господь Бог Иисус Христос, уже находясь в Иерусалиме, обличал книжников и фарисеев. В Иерусалимском храме Иисус рассказывал притчи и вел беседы с обычными людьми. Он рассказ о будущем воскресении мертвых, о Страшном суде.

    Также в этот день вспоминают Марию, которая омыла Иисусу ноги своими слезами и вытерла их своими волосами. Иуда в этот день в Иерусалимском храме проявил большую заботу о нищих, обнаружив свое сердолюбие и уже вечером этого дня принял решение продать Христа за тридцать серебряных монет. В то время на такие деньги можно было только купить небольшой кусочек земли рядом с Иерусалимом.

    Великая среда

    В этот день страстной седмицы вспоминают о предательстве Иуды Искариота. На литургии в этот день в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. Считается, что именно эту молитву миряне должны ежедневно читать в период всего Великого поста.

    Великий четверг

    В народе знают о том, что этот Четверг еще называется , можно готовить четверговую соль. Но вот какие именно евангельские события вспоминают в этот день? Произошла Тайная вечера - последний ужин Иисуса со своими учениками, где он рассказал о том, что уже совершенно предательство и завтра свершится его арест.




    Великая пятница

    Самый страшный день - суд над Иисусом Христом, его распятие и смерть на Крсете. Утром читается 12 Евангелие Святых Страстей Христовых, вечером выносится плащаница в центр храма. С этого дня и уже до окончания пасхального богослужения по строгому церковному уставу священнослужители должны воздерживаться от пищи.

    Великая суббота

    Воспоминания в этот день посвящаются погребению Иисуса Христа, его пребыванию во гробе. В этот день душа Иисуса сошла в ад, чтобы там возвестить победу жизни над смертью и избавить грешные души от страдания. Богослужения начинаются рано утром, продолжаются в течение всего дня до пасхальной полуночницы.

    Вот какие именно события происходили в Страстную неделю более двух тысяч лет назад, когда Спаситель жил и ходил по земле, исповедовал христианство и даровал людям свободу от грехов, надежду на будущую жизнь. В Страстную неделю каждый верующий христианин должен постараться вести праведную жизнь, отказаться от развлечений, ходить в храм или усердно молиться дома. Надеемся, что этот период поста будет полезен вам в качестве сильной и правильной духовной подготовки накануне наступления радостного праздника Пасхи Христовой.

    Предваряет Христово Воскресение седьмая неделя Великого поста, которую также называют Страстной неделей или Седмицей. Для верующих это время воспоминаний о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его мучениях, распятии и последующем воскрешении. В этом году Страстная неделя продлится со 2 по 7 апреля: именно эти шесть дней особенно значимы для Церкви - в Седмицу православные стремятся больше времени проводить в молитве, избегая обид, дурных мыслей и поступков, и трепетно готовясь к Пасхе.
    Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться... То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь,

    - рассказывает Митрополит Антоний Сурожский порталу Православие.Ру .

    Именно сегодня начинается масштабная подготовка к празднику: в Великий понедельник принято чистить двор, белить стены, избавляться от крупного мусора и неиспользуемых предметов быта, а также чинить всё поломанное в доме.

    Более того «генеральную уборку» стоит наводить не только в жилище, но и в душе - в Великий понедельник ко многим приходит переосмысление тех или иных поступков, а также возникают новые идеи по поводу разрешения каких-либо непростых жизненных ситуаций.

    В Страстный понедельник старайтесь думать и делать только хорошее: гоните из головы всякий негатив, займитесь благотворительностью... Также в течение всей Великой недели желательно посещать церковь. Для тех, кто постится, рекомендуется употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а также мёд и орехи.

    Продолжается подготовка к светлому празднику. В этот день вспоминаются проповеди и притчи Спасителя, а также его обличение книжников и фарисеев. Питаться в этот день необходимо также, как и в Великий понедельник.

    В среду стоит вспомнить о предательстве Иуды Искариота, а также о грешнице, омывшей слезами и помазавшей миром ноги Иисуса Христа. Также христиане считают, что в этот день исповедь имеет особую силу, поэтому многие спешат именно в Великую среду раскаяться в своих грехах. А ещё на Руси верили, что в Страстную среду нечистая сила особо бесчинствует, поэтому многие женщины отказывались от занятий рукоделием. Питаются также в среду, как и в предыдущие два дня - сырыми овощами, хлебом, орехами и мёдом.

    В Великий четверг в народе принято вставать ещё до восхода солнца и ходить в баню: стоит помнить, что чистота телесная не менее важна чистоты духовной. Также в этот день стоит завершить уборку и украшение дома: существует народное поверье - кто в Чистый четверг в доме тщательно приберётся, получит в дар от Господа возможность найти дорогие сердцу утерянные предметы, которые казалось отыскать уже невозможно.

    Православные в этот день вспоминают о важнейших евангельских событиях: Тайной вечере, умовении Христом ног своих учеников, молитве Спасителя в саду Гефсиманском и предательстве Иуды.

    Также необходимо придерживаться той же строгой постной системы питания.

    В этот день запрещается работать - в народе говорится, что «в Страстную пятницу и птичка гнезда не совьёт».

    Кульминация Страстной недели - день покоя и воспоминаний о пребывании Христа во гробе. В субботу православные красят яйца и пекут пироги, куличи и пасхи, после чего спешат в церкви, чтобы освятить эти пасхальные угощения.

    В этот день в Иерусалиме совершается церемония схождения Благодатного огня.

    8 апреля - день Светлого Христова Воскресения.
    В этот день православные спешат поздравить друг друга, приветствуя прохожих словами «Христос Воскресе!», и слыша в ответ - «Воистину Воскресе!».

    В день Пасхи завершается Великий пост, поэтому принято накрывать обильный и вкусный стол. Трапеза начинается с того, что глава семьи делит поровну на всех домочадцев освящённый накануне в церкви кулич. Принято пасхальный стол покрывать светлой скатертью.

    На Руси в этот день устраивались народные гуляния: люди ходят друг ко другу в гости, обмениваются угощениями и поздравлениями.

    Также стоит помнить, что церковь не одобряет поездок в Пасху на кладбище - для этого установлен особый день - Радоница, которая выпадает на 9 день после Воскрешения Господня.

    Когда люди посещают кладбище на Пасху происходит, прежде всего, разрыв с церковной традицией, ведь Пасха - самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль. Поминать усопших принято на Радоницу, но никак не в Светлый день Христова Воскресения, - подчёркивают священнослужители.
    Загрузка...