Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Казаки в армии рф. Союз казаков России. Казаки в отечественной истории

Казаки - это народ, причём народ федеральный. Но при этом мы тесно вплетены в российскую историю, российское государство и связаны с русским народом. Есть родовые казаки - они прекрасно знают, кем были их дед и прадед, они наследуют традиции и культуру своих предков. А есть вёрстанные, то есть люди без корней, принятые в это сообщество.

Вёрстанные казаки - это наследие начала 1990-х, когда вместо возрождения традиций все ринулись возрождать казачью службу, а из этого в итоге получилась квазислужба и квазивоинские подразделения. В погоне за формальной численностью Союз казаков верстал всех, кто хотел попасть в эту организацию. Набралось огромное количество людей, решивших показаковать. Были и те, которые приходили, верстались, делали себе интересные погоны, а после уходили играть в другое. Им толком не объяснили, что нужно делать. Большинство казаковали года полтора, а после отходили от этого.

Верстают казаков и сейчас. У каждой организации своя процедура.
По российским законам любые три человека могут создать свою общественную организацию, назвать её казаческой и брать туда всех, кто принял устав. Часто люди просто так покупают себе казачью одежду и ходят в ней. В своей организации мы никого не верстаем. Я этого не понимаю: я знаю своих предков, и у меня почему-то нет желания стать частью какого-то другого народа.

О настоящих казаках

Как отличить, перед тобой настоящий казак или нет? А как отличить чеченца от не чеченца? Иногда на улице можно встретить человека в полном обмундировании с орденами и медалями. К сожалению, юридический статус этих значков не вполне ясен. Можно создать свою «Организацию любителей дорожного транспорта» и выдавать её членам знак почёта любителей паровозов 1-й и 2-й степени. Заказать значки с золотом или бриллиантом и торжественно вручать каждому. Казаки могут получить знак почёта за год нахождения в казачьей организации, но таких людей с орденами стало много, и в обществе над этим посмеиваются. Поэтому офицеры, которые честно отслужили лет десять, свою награду на национальный костюм не вешают. Я считаю так: хотите иметь честный боевой орден - отправляйтесь в зону боевых действий, там у вас есть шанс заслужить свою награду. А самим себе рисовать медальки - это немножко стыдно. Официальный костюм нужно носить с определённой целью, а не просто как повод позвенеть тем, что на него навешано.

Я считаю так: хотите иметь честный боевой орден - отправляйтесь в зону боевых действий , там у вас есть шанс заслужить свою награду

О жизни в Москве

Казаков в Москве несколько десятков тысяч. Точно никто не считал, ведь далеко не все называют себя казаками по национальности при переписи. В прошлом году на традиционном казачьем фестивале в Лужниках собралось почти 50 тысяч человек. Была середина сентября, и я думаю, что не все казаки туда пришли.

Сам я с Кубани, но сейчас живу в Москве. По образованию - юрист и экономист, работаю в области юриспруденции. В нашей казаческой организации есть самозанятые граждане, сотрудники государственных органов, бизнесмены. Люди у нас собраны не по профессиональному принципу, а по принципу единства происхождения.

В Москве казаки мало чем отличаются от других жителей: город стирает национальные отличия. Мы живём в квартирах, покупаем фастфуд и разогреваем его в микроволновках. В городе нет национальных костюмов, все носят пиджаки, сделанные по европейской моде. Женщины покупают платья, которые продаются и в Милане, и в Москве, и в Париже, и в Лондоне. Мы пользуемся интернетом, у нас есть несколько казачьих сайтов и групп в основных социальных сетях. Ещё у московских казаков есть собственный журнал, его можно читать через приложение в AppStore. В одном из последних номеров писали про национальные костюмы.


Собираемся мы обычно в тех местах, которые всем удобны. В городе довольно сложно передвигаться: на малой родине мне из станицы быстрее доехать до Краснодара, чем из дома в Москве до работы. Правда, раньше было одно казачье место на «Спортивной», но потом оно закрылось. В принципе, мест, связанных с казаками, достаточно много, потому что казаков здесь много.

Иногда мы ходим по городу в национальной одежде - просто потому, что нам это нравится. Хотя, с одной стороны, это бывает неудобно, а с другой - ношение такого костюма воспринимают как эпатаж. Иногда я чувствую негативное отношение со стороны окружающих: они смотрят на меня так, как будто я решил выпендриться и сказать, что не похож на остальных. Свой костюм я сделал сам, но его можно и купить. Продают, как правило, сценические варианты из дешёвой ткани. Хороший костюм стоит дорого. Его нужно заказывать из натурального сукна у мастера, подгонять по фигуре. Стоить это будет не меньше 30 тысяч рублей. Сапоги тоже можно купить - в специальных мастерских. Правда, делают их не такими крепкими, как раньше.

Казаки - это не зашоренная толпа, которая ничего не воспринимает. Вполне нормальные, культурные люди

О национальном диалекте

Собственного языка у казаков, конечно, не было, но были разные диалекты. Причём в каждой станице - локальные слова. В течение последних нескольких лет наши ребята поездили по станицам и собрали 8 тысяч слов, которых нет в русском языке. Это позволяет нам говорить о том, что язык у казаков был отличным от русского. В повседневной речи некоторые слова мы используем и сейчас: я с Кубани, поэтому мы балачку балакаем. Хотя пару лет назад я жил на Дону и, когда местные говорили быстро, понимал едва ли треть слов.

О музыке

Я слушаю разную музыку, но в основном рок. Из зарубежных люблю Metallica, AC/DC. Из наших - классический свердловский и питерский рок, например Виктора Цоя. В общинах есть коллективы, которые поют национальные песни. Казаки реализуют себя в разных жанрах: есть, например, казачий рэп и рок, и выступления казачьих коллективов можно найти в интернете. Так что казаки - это не зашоренная толпа, которая ничего не воспринимает. Вполне нормальные, культурные люди.

Об армии

Я сам в армии не служил - учился, но знаю, что никаких особых условий для казаков там нет. Формально ещё в 1993 году Борис Ельцин подписал указ о создании нескольких казачьих подразделений в составе вооружённых сил России. Предполагалось, что туда будут в преимущественном порядке призывать казаков. Но потом встал вопрос: как проверить, казак ты или не казак? И потом, чтобы служить в особом подразделении, нужно хорошее здоровье. То, что казаки когда-то уворачивались от пуль и бегали по потолку, - это же красивые сказки. Когда на тело весом в 200 килограмм вешаются ордена и медали, которые непонятно как получены, возникает вопрос: это что, воин? В итоге казаков призывают как рядовых граждан в обычные подразделения.

Об оружии

По закону 1997 года казаки, как и представители народов Кавказа, могут без разрешения носить традиционное холодное оружие, то есть кинжал и шашку. Но не думаю, что кто-то будет просто так размахивать 150-летним серебряным кинжалом за 3–4 тысячи долларов. Ведь сейчас в любом сувенирном или охотничьем магазине можно приобрести фактически любое оружие, если ты выглядишь старше 18 лет.

О политике

Унифицированного кодекса казака нет, но есть федеральная программа развития казачьего общества, которая, помимо прочего, подразумевает, что через пару лет 80 % казаков должно быть сосредоточено в приграничных районах России. Я к этой идее отношусь скептически. Может, конечно, найдётся какое-то количество реальных патриотов, которые смогут переехать на границу с Казахстаном стеречь границу за нищенскую зарплату. Но мне интересно, что скажут на это их жёны?

Можем ли мы вступать в партии? Конечно, ведь по закону нельзя ограничить человека от того, чтобы он вступил в ту или иную организацию. Я - член «Единой России» с 2004 года и голосую за Путина, это мой цивилизационный выбор. Я считаю, что граждане России должны быть готовы работать с правительством. Если вы становитесь в оппозицию к действующей власти, значит, вы пытаетесь доказать, что ваша позиция более интересна. Зачем это делать? В своей казачьей организации политику мы не обсуждаем.

О казачьих патрулях

Сейчас иногда казаки участвуют в патрулировании улиц вместе с полицией. Чем больше добровольных помощников, тем больше людей присматривают за порядком. Чем больше патрулей, тем спокойнее в городе. В Краснодарском крае такие выходы - регулярные, а не раз в два года по праздникам: флажками помахали, пофотографировались и разошлись. Там казачий патруль - норма. Но есть и проблемы: любой общественный помощник может быть неправильно понят. Он может превысить свои полномочия, а потом придётся нести ответственность. Поэтому мне кажется, что проще набирать профессионалов, а не делать показательные рейды.

Я - член «Единой России» с 2004 года и голосую за Путина, это мой цивилизационный выбор


Мне не нравится, как казаков сейчас воспринимают в обществе. Создаётся впечатление, что это малообразованные, размахивающие шашками ребята, орущие, что они за Россию, живущие в своём собственном мире в отрыве от всего остального. В нашей общине очень много людей с высшим образованием, кандидатов наук. Многие из них служили, они - офицеры, которые честны перед своей родиной. Казаки всегда стремились к образованию, хотя их в этом и ограничивали.

О финансировании

Нашу казачью организацию государство не спонсирует. В 1990-е годы государство делало большие отчисления на реабилитацию прав репрессированных народов, в том числе и казаков. Тогда была неразбериха, приезжали атаманы, трясли стопками заявлений, и им давали какие-то деньги.

На все свои мероприятия мы скидываемся сами. Если мы хотим все вместе пойти в театр, то покупаем билеты для себя, своих жён и детей. Мне будет стыдно подойти к кому-нибудь, как попрошайка, и сказать: «Слушай, дай денег». Кроме того, с 1990-х годов мы проводим мероприятия по возрождению казачьих традиций: это обучение детей, собирание наших диалектов, создание национальных костюмов, сохранение собственной кухни, рецептов. Мы больше десяти лет проводим этнические казачьи игры. Это 17 видов соревнований: конные, командные, индивидуальные. Есть несколько спортивных чемпионатов с шашками, соревнование по метанию ножа, чемпионат по стрельбе из лука. Мы своими силами и при помощи частных пожертвований поставили несколько памятников – например, православный крест в Подмосковье.

То, что казаки когда-то уворачивались от пуль и бегали по потолку, - это же красивые сказки

Об общении с украинскими казаками

Сейчас почти перед каждым человеком стоит политический выбор: ты за тех или за этих. Мало кто остаётся равнодушным к тому, что происходит. На Украине казаки делают то, что им сказала правящая партия. Например, казакующие граждане в Крыму настроены пророссийски, а на Украине они против нас, конечно. С теми казаками, которые стали воевать в добровольческих батальонах, общение сошло на нет, политика нас разделила. Но с некоторыми украинскими казаками мы общаемся более-менее спокойно.

О семье

Главная наша семейная традиция - воспитывать детей. Сейчас общая масса людей почему-то считает, что воспитывать должна школа, а её задача - давать образование. Если родители отдали детей в детский сад, то они, конечно, остаются кровными казаками, но культура у них детсадовская. Мы говорим с детьми о патриотизме, и через любовь к малой родине, к своему роду они переходят к любви к своей большой отчизне. В традиционной казачьей семье мальчик должен оставаться мальчиком, а девочка - девочкой. Своих у нас бросать нельзя, о родителях надо заботиться, а самого большого уважения достойна семья, где соблюдают слова из Писания: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю». Есть определённые модели поведения, которые мы стараемся сохранить: заходишь в дом - нужно разуться, зашли старшие - нужно встать. Когда старший говорит, младший не разговаривает.

О роли женщины в казачестве

Нормальная казачка похожа на Нонну Мордюкову: она слушается своего мужчину, но, если что, может его и скалкой огреть. Казаки в былые времена всегда были в походах, воевали и дома годами не появлялись. Если бы женщина была слабая, она ведь могла бы и не дождаться своего мужчину, поэтому казачки - сильные, боевые. Кроме того, в отсутствие мужа они раньше несли повинности, которые распределялись на станицу. Так что у нас женщина - заместитель мужа, относимся мы к ней уважительно. В доме женщина - хозяйка, а в семье - мужчина хозяин. Сейчас мужчины ни в какие походы не ходят, поэтому в отношениях мужчины и женщины всё приходит к общему знаменателю. Хотя жена по-прежнему не должна бранить мужа на людях, ведь все будут над ней смеяться: если он растяпа, что же она вышла за растяпу?

Свадьбы у нас традиционные, я племяшку замуж выдавал - три дня гуляли.
В национальной одежде были не все. Не у всех сохранились костюмы, ведь в советское время за ношение неподходящей формы одежды могли запросто схватить и повесить провокационную деятельность. Иногда люди оденутся в национальные костюмы в стиле свадьбы столетней давности и не знают, что с этим делать. Зато сохранилась традиция петь на свадьбах казачьи песни. То есть по содержанию свадьба осталась старой.

Нормальная казачка похожа на Нонну Мордюкову: она слушается своего мужчину, но, если что, может его и скалкой огреть

О гей-браках

Для казаков характерны традиционные ценности: это вопрос мировоззренческой культуры, которая формируется в христианской традиции. Казаки, наверное, единственный христианский народ-воин. Все остальные христианские народы - земледельцы. Казаки исторически - народ православный, и в отличие от русских, у нас не было дохристианских традиций, например язычества. Мы отрицательно относимся к представителям нетрадиционных семей - так же как и католики, православные и мусульмане не приветствуют нетрадиционные браки, потому что это нарушение написанного в Писании. Семья создаётся для естественного продолжения рода.

Если люди объединяются в семью и естественным путём не могут продолжить род, возникает вопрос: что это за семья? Во всех религиях возможен развод, если один из супругов не может иметь детей. Другой может подать на развод и заключить ещё один брак, чтобы реализовать свою естественную функцию. Другой вопрос - зачем здоровые люди объединяются в нежизнеспособные союзы?

Раздражает не сам факт того, что геи существуют, а эпатаж и навязчивость, с которыми люди нетрадиционной ориентации себя демонстрируют. Сидели бы они дома - чем люди там занимаются, нас не касается. Но они выходят на улицу, начинают махать флажками, кричать, шокировать и вызывать нехорошие эмоции у других граждан. Почему сто граждан должны терпеть двоих?

Вот в Америке в одном городе геи заселили целый квартал. Там была минимальная преступность, все были нежные, никого не обижали, обнимались-целовались при встрече. Но нормальные американцы с ними дружить не хотели, поэтому в том районе стоимость дома была на треть ниже, чем в соседних. Тогда туда потянулись мигранты из Советского Союза. Нашим ребятам всё было безразлично, и они покупали дома там, где дешевле. Я нескольких из них спрашивал: «Слушайте, а вас не коробит, что ваши дети живут рядом с такими соседями? Вы не боитесь, что ваши дети, когда вырастут, пойдут по их стопам?» Я считаю, что эпатаж со стороны геев давит на сознание подрастающего поколения с раннего детства.

Иллюстрации: Настя Григорьева

Казаки в России ох-раняли рубежи империи и порядок внутри страны. Казаки по-следовательно заселяли окраинные регионы России, включае-мые в ее состав. Их деятельность способствовала с XVI в. до 1918 г. неуклонному расширению русской этнической террито-рии, первоначально по течению рек Дона и Урала (Яика), а за-тем - на Северном Кавказе, в Сибири, Дальнем Востоке, Казах-стане и Киргизии.


К началу Первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:

Донское казачье войско, старшинство — 1570 (территории нынешних Ростовской, части Волгоградской, Луганской, Донецкой областей и Калмыкии)

Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская области в России, Кустанайская в Казахстане)

Оренбургские казаки

Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский край, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)

Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская области, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)

Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 — Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)

Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский, Бурятия)

Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)

Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)

Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)

Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)

Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский)

На 6 ноября 1906 года кадровые казачьи полки были размещены более чем в 30 городах Российской Империи, в том числе два гвардейских и конвой самодержавца (полк) в Петербурге, по два в Москве и Саратове, по одному в Орле, Ярославле, Нижнем Новгороде, Козлове, Воронеже, Киеве, Владимире-Волынском, Харькове, Курске, Полтаве, Ромнах, Кременчуге, Елизаветграде, Николаеве, Одессе, Екатеринославе, Бахмуте, Пензе, Самаре, Астрахани, Риге, Вильно, Минске и др., по несколько сотен - в Гельсингфорсе и т.д. Все остальные казачьи полки были сосредоточены в Варшавском и Кавказском военных округах.

Численность казаков

Кубанское казачье войско было вторым по численности казачьим образованием в Российской Империи до 1917 года и в нем насчитывалось 1,3 миллиона казаков. На первом месте было Донское войско с 1,5 миллиона казаков. Третьим - Оренбургское с 583 тысячями казаков, Терское - 278 тысяч казаков. Общая численность казачества составляла 4,4 миллиона человек.

В конце 19-го века в России (не считая Финляндии) на 1000 человек жителей приходится крестьян 771, мещан 107, инородцев 66, казаков 23, дворян 15, духовенства 5, почетных граждан 5 и прочих 8. Далее - казаки живут исключительно в казачьих областях, составляя на 1000 человек в Донской области 400, Оренбургской - 228, Кубанской - 410, Терской - 179, Астраханской - 18, Амурской - 179, Забайкальской - 291, Уральской - 177. Таким образом, казаки составляли всего 2,3 процента населения в то время.

Срок казачьей службы

Согласно "Положению о воинской повинности и военной службе казаков Кубанского и Терского войск" от 3 июня 1882 году, утвержденного Александром II - служилый состав кубанских казаков разделялся на 3 разряда: приготовительный - срок службы 3 года, строевой - 12 лет и запасной - 5 лет, то есть в сумме 20 лет обязательной службы, как для рядовых, так и для офицеров. Позднее были введены некоторые послабления и накануне ПМВ срок службы составлял 18 лет. Службу казачья молодежь начинала с 21 года, пройдя годичный подготовительный разряд.

Структура казачьих полков

Под каждым полковым названием числились 1,2,3-й полки, соответсвующие срокам службы (см. выше). При всеобщей мобилизации войско составляло 33 конных полка. Полковые территориальные округа делились на сотенные участки, возглавляемые офицерами, а также на районы комплектования артеллерийских батарей. Станицы и хутора навсегда были закреплены за известными частями. Старейшим среди кубанских полков считался Хоперский, известный еще с конца XVII века (в 1896 году отмечалось его 200-летие). Таким образом, казаки с детства знали свой полк или батарею, сотню, имели отцов и братьев, служивших в подразделениях старших возрастов. Это, безусловно, способствовало крепкой спайке и круговой поруке в частях казаков.

Пластуны

Кубанское войско было единственным, в котором всегда имелись пешие казачьи части - пластунские батальоны. Наличие пластунских батальонов говорит не только об особенных традициях кубансцев, но и том, что там было много бедных казаков. Платунов собирали со всей области в 6 центров мобилизации. По числу батальонов первой очереди ими были города: Екатеринодар, Майкоп, станицы Кавказская, Прочноокопская, Славянская, Уманская. Батальоны нумеровались по порядку: с 1-го по 6-й были первоочередными, с 7-го по 12-й - второй, с 13-го по 18-й - третьей очереди.

Конные казачьи полки были шестисотенного состава. В сотню входило 125 казаков. Штатный состав полка военного времени составлял 867 нижних чинов (750 казаков, остальные - вахмистры, старшие и младшие урядники, приказные и трубачи) и 23 офицеров. Полк мирного времени отличался не намного, примерно на сотню казаков меньше.

Полки сводились в дивизии - Кавказские, обычно объединявшие полки Кубанского и Терского войск; Кубанские, состоявшие только из кубанцев.

Со второй половины XIX века определились места, где обычно дислоцировались и несли службу первокубанские части. Лейб-гвардии 1-я и 2-я Кубанские сотни личного конвоя царя находились в столице. Отдельный Кубанский казачьий конный дивизион двухсотенного состава располагался в Варшаве. 1-й Линейный полк в составе 2-й казачьей сводной дивизии был в Киевском военном округе. С 80-х годов 1-й Таманский, 1-й Кавказский казачьи полки и 4-я Кубанская батарея входили в Закаспийскую бригаду, постоянно находившуюся в районе города Мерва, недалеко от границы с Афганистаном. Большая же часть Кубанского войска располагалось на Кавказе. При этом в самой Кубанской области дислоцировался только один конный полк и одна батарея. Остальные полки и батареи находились в Закавказье: 1-й Хоперский, 1-й Кубанский, 1-й Уманский, 2-я Кубанская батарея в составе 1-й Кавказской казачьей дивизии; 1-й Запарожский, 1-й Лабинский, 1-й Полтавский, 1-й Черноморский, 1-я и 5-я Кубанская батареи в составе 2-й Кавказской казачьей дивизии. Кроме названных строевых частей, войско имело контингент местных команд и постоянной милиции.

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки , что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru .

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и , но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как , черкеску, . Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья , очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV-XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая , черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Уральское.
  10. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из . Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли , хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили , особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал .

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.


Определение казачества

Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

Внешние общие характеристики казаков

Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

Характер казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения казачества:

1. Восточная гипотеза.

По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

2. Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

Казаки в истории

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».

Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью – дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами.

Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.

Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются также панцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии – легче Крылатых Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.

Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев. Однако старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. После длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и была разрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.

В московском государстве XVI и XVII веков казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками – Малороссийский приказ.

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Северного Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское – в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных.

С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 – казачьих) войск Военного министерства, с 1910 – в подчинение Главного штаба.

С XIX века до Октябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

В начале XX века в состав русской гвардии входили три казачьих полка. Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1798 году. Полк отличился в сражениях под Аустерлицем и Бородино, в походе на Париж в 1813–1814 годах и за Дунай в 1828 году. Лейб-гвардии Атаманский полк был образован в составе Войска Донского в 1775 году; в 1859 стал гвардейским; считался образцовым среди казачьих полков. Сводно-Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1906 году, в его состав вошли по одной сотне от Уральского и Оренбургского казачьих войск, по полусотне от Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Кроме того, из казаков формировался Собственный Его Императорского Величества Конвой.

Во время гражданской войны большинство казаков выступили против советской власти. Казачьи области стали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружёнными формированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская и Уральская армии – на востоке. В то же время часть казаков служила в Красной армии. После революции казачьи войска были расформированы.

В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова.

В 1936 году были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:

«Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...»

В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова №67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске.

В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов). Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы. Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, В. С. Головской, Ф. В. Камков, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, И. П. Калюжный, П. Я. Стрепухов, М. И. Суржиков и другие. Также к таким командирам можно отнести и маршала К. К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖД ещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937 года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Красной площади.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. В Кущёвской атаке казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

На Дону казачья сотня из станицы Берёзовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.

В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью». Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе также назывались «Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталинграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком М. Д. Мадаевым. Русских-казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня – 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.

Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д. Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев – родовой уральский казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А. А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф. В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского и т.д.

Казаки принимали деятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года.

Казачьи войска

К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:

1. Донское казачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая);

2. Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане);

3. Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан);

4. Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская);

5. Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;

6. Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);

7. Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия);

8. Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);

9. Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);

10. Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);

11. Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский);

Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:

· Кубанская Народная Республика;

· Донская Казачья Республика;

· Терская Казачья Республика;

· Уральская Казачья Республика

· Сибирско-Семиреченская Казачья Республика;

· Забайкальская Казачья Республика;

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:

1. Амурские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

2. Астраханские казаки – синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем;

3. Волжские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

4. Донские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

5. Енисейские казаки – мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем;

6. Забайкальские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

7. Кубанские казаки – чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие;

8. Оренбургские казаки – тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем;

9. Сибирские казаки – мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем;

10. Терские казаки – чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем;

11. Уральские казаки – синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем;

12. Уссурийские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;



С начала XV века начинается торговое плавание между Устюгом и Холмогорами. На ярмарку приезжали немцы, поляки, греки, итальянцы, литовцы, персияне. Из Холмогор промышленники достигали Иртыша. Драгоценные металлы в слитках, изделиях и монетах. Сибирь. Работа Тычинской Анастасии. Казна также торговала воском, хлебом, ревенем. Соль продавалась в Швецию и Литву. Поташ покупали Голландия и Фламандия. В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город.

«Казачий мир» - В союзе с Литвой. Легенда Запорожского войска. Емельян Пугачев. Шашка. Искусство джигитовки. Казаки. История, ставшая легендой. В союзе с Русью. Булавин Кондратий Афанасьевич. Слава Богу, что мы казаки. Дон. Под властью Орды. Гумилев. Обер-офицер. Народ. Насеки. Казаки в войне. Право казаков. Степан Тимофеевич Разин. Прелестные письма. Главный враг донских казаков. Воровство. Холопы. Казачий генерал.

«Запорожская Сечь» - Условия для сближения Запорожья с Крымом. Подписание мирного договора. Корень зла. Значимый характер. Бессарабия. Существование Запорожья. Хозяйственные занятия. Запорожье. Запорожская Сечь. Запорожье и Петр I. Самостоятельное положение. Войсковая канцелярия. Внутреннее устройство Запорожской Сечи. Отношения между сечевиками и некрасовцами. Отношения с Россией. Гордиенко. Договор. Крестьяне. Экономический подъем.

«Присоединение Сибири» - В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей. 540 чел. волжских казаков. Ивана IV интересовало лишь одно - получить как можно большую дань. В 1572 г. он окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой. В июле 1581 г. было совершено нападение. В Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера. В каком году Едигер был убит. Игра. В Сибирь был направлен из Москвы посол и сборщик дани.

«История Запорожской Сечи» - Предпосылки освободительной войны. Первые сведения об украинских казаках. Дмитрий Иванович Вишневецкий. Войсковое и территориальное деление. Сечи. Богдан Хмельницкий. Оружие казаков. Ликвидация казацкого самоуправления. Герб Войска Запорожского. Генеральная старшина. Военный скарб. Организация государства. Движущие силы. Запорожская Сечь. Численность казачества. Украинские земли. Старшинский совет.

«Казачьи объединения» - Принципы казачьего демократического устройства. Казачье самоуправление. Станичное самоуправление. Казачий Круг. Историческая память. Казачья горизонталь. Характеристики дореволюционных обществ. Полковник. Феномен казачьего самоуправления. Сочетание горизонтального и вертикального управления. Классифицирующие признаки. Факторы. Коллективная память. Люди. Барон Таубе. Атаманское правление. Противоречия казачьей демократии.

Загрузка...