Про наши гаджеты. Понятные инструкции для всех

Древнерусская живопись иконопись и иконописные школы высокого. Иконопись как особый вид искусства

И писать) - иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.

Для иконописи характерны следующие стилистические особенности:

  • используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами)
  • в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
  • все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов - нимбами
  • нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона
  • стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
  • используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов

Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст (в семантическом значении этого слова).

  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 4. Античность как тип культуры
  • 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
  • 2. Главные виды античного творчества и культуры.
  • 3. Правовая культура Древнего Рима.
  • Вопросы для контроля знаний.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
  • 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
  • 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
  • Основные черты христианства
  • 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
  • Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
  • Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
  • Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
  • Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
  • Основные доминанты культуры Нового времени.
  • Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
  • Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
  • Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
  • Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
  • Основные течения модернизма и их сущность.
  • Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
  • План семинарского занятия.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 8. Культура восточных славян
  • 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
  • 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
  • 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
  • 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
  • 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
  • 1. Особенности культуры Руси XIII века
  • 2. Иконопись как особый вид искусства
  • 3. Монастыри Руси и монашество
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 10. Русская культура XVII века.
  • Особенности XVII века в истории русской культуры.
  • 2. Литература, образование, церковный раскол.
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 11. Культура петровского времени
  • Особенности культуры России начала XVIII века
  • 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
  • Кунсткамера
  • Военно-музейное дело
  • Ассамблеи
  • Художники и картинные галереи
  • Архитектура
  • Летний сад, военный музей
  • Медальерное искусство
  • Темы для рефератов и сообщений.
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 12. Культура россии XVIII века
  • Создание Академии художеств и Эрмитажа
  • 2. Просвещение в России XVIII века
  • 3. Книгоиздательство в России
  • 4. Театр в жизни России XVIII века.
  • 5. Русская культура во второй половине XVIII века
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Вопросы для рефератов
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 13. Культура россии XIX века
  • «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
  • А. Дельвиг писал:
  • 2. Музыка России – мировая симфония
  • 3. Театр в XIX веке.
  • 4. Искусство и живопись России XIX века
  • 5. Видные русские историки и их труды.
  • С.М. Соловьев «История государства Российского»
  • Н.М. Карамзин «История государства Российского».
  • В.О. Ключевский и его исторические лекции.
  • Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
  • Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
  • Русские историки и культура.
  • 6. Меценаты России в развитии культуры
  • Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
  • Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
  • С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
  • Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
  • С.Т. Морозов в политике и театре.
  • Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Дополнительная литература
  • 14. Культура и революция
  • 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
  • 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
  • 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
  • 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
  • 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
  • Вопросы для семинарского занятия.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • 15. Культура в период великой отечественной войны.
  • 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
  • 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
  • Эрмитаж в Великую Отечественную войну
  • Школа, вузы и наука в годы войны.
  • Вопросы к семинарскому занятию
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
  • Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
  • Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
  • 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
  • Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры
  • 2. Иконопись как особый вид искусства

    Историю искусства и Руси в целом невозможно полно представить без иконописи, изучения ее содержания, назначения, отношения к ней части народа.

    Действительно, в искусстве живописи существует много жанров. Но, пожалуй, одним из наиболее исторически обусловленных, распространенных и до конца не изученных, является иконопись. Она является особым родом искусства, не сводимым к простой живописи. Это вид древнейшей живописи, религиозной по темам, сюжетам и культовой по назначению. Иконопись - это художественная летопись религиозной духовной жизни общества. Она являлась прикладным искусством, то есть служила христианской жизни, духовному преобразованию человека. Отсюда икона считалась не произведением искусства, а культовым атрибутом. Перед иконой молились, возжигали свечи и лампады, ими благословляли, через них обретали исцеление. Поскольку религия была господствующей идеологией, то непременно в каждом доме была икона.

    Икона - это произведение искусства особого рода, непохожее на обычную картину. Отцы церкви утверждают, что иконный образ восходит к первообразу, то есть представляет собой не личное восприятие художником евангельских лиц, событий, а запечатлевает образ божественный, сверхъестественный. Иконописец пишет икону якобы не от себя, а как бы от Бога. Нередко иконописцев воспринимают как художников второго сорта, потому что они твердо следуют канонам, якобы они не самореализуют себя, а как ремесленники просто переписывают друг у друга. Для этого, утверждали критики, не нужно глубоких познаний. Иконописцев обвиняли в том, что они слабо, а то и вовсе не знали анатомии человека.

    Другие доказывают, что икона - очень сложное произведение искусства, исполненное в господствующих иконографических традициях. Примером этому являются "Троица" Рублева, которая почитается как величайшее творение человеческого гения.

    В VIII веке под влиянием мусульман и иудеев, которые считали невозможным изображение невидимого Бога, в Византии был наложен запрет на иконописание. Пишущих иконы и почитающих их подвергали казням, мучениям, гонениям.

    В 787 году на VII Вселенском соборе иконописание было восстановлено. Было утверждено, что в иконе почитается изображаемый Христос, или любой святой, а не материальная сторона. Здесь же были приняты основные толкования и догматические обоснования в иконописи.

    Родиной иконописи была Византия, которая переняла у Египта технику изображения портретного типа. При этом написанные персонажи, даже при индивидуальных отличиях, походили друг на друга тонкими чертами, огромными глазами и печатью скорбной отрешенности на лицах. Такие портреты были частью погребального культа.

    На Руси иконопись появилась с возникновением христианства. Христианская православная церковь, а с нею и православная икона постепенно утвердились в X-XI веках. Первые росписи в русских церквах и первые изображения лика и святых, дошедшие до нас или завозились из Византии, или писались византийскими художниками и первыми русскими иконописцами. Однако их имена остались безвестными.

    И дело не в малочисленности исторических фактов. В летописи заносились только имена христианских деятелей, заказывающих икону. Имена иконописцев никогда не назывались, так как лик божий не мог быть, по церковным канонам, написан человеком. Икона, как утверждалось, сама "являлась миру", а рукой художника водил сам Бог. Нужно было обладать незаурядным талантом, чтобы имя художника было названо рядом с иконой как "живописец пресловущий паче всех". Но такие художники на Руси появлялись значительно позже, в XIV- XV веке, в годы русского Ренессанса.

    По преданию, первой иконой был убрус. Это полотенце, которым был накрыт распятый Христос. На нем отпечатался лик Христа - "Спас нерукотворный". Следующие четыре иконы - портреты Богоматери - написал греческий врач и живописец Лука Евангелист. Эти иконы уже перенимали технику и приемы изображения фаюмского портрета. Под фаюмскими портретами понимались древнегреческие заупокойные живописные портреты 1-3 веков, которые были обнаружены в 1887г. Писались они на досках, изображали яркие жизненные образы.

    Икона как предмет культа, выполняющая роль посредника между богом и человеком, считалась как бы мостиком между земным и небесным. Считалось невозможным изобразить небесное, бесплотное материальными средствами. Для этого разрабатывалась целая система приемов предельно четких и оговоренных церковью.

      Иконы чудотворные - Богоматерь Владимирская, Донская, Феодоровская, Смоленская, Одигитрия, Казанская, Тихвинская, Иверская, Знамение Новгородское.

      Иконы - целительницы - Неупиваемая чаша, Всецарица, Козельщанская, Спорушница грешных, "Слово плоть быть".

      Иконы - утешительницы в скорбях и печалях - "Утоли моя печали", "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Утешительница скорбящих".

      Иконы в неволе - иконы, изъятые из церковного обихода по причине кражи, атеизма, иконоборчества. - Тихвинская, Толгская, Донская.

    В качестве тематики изображения на иконах Церковь рекомендовала библейские сюжеты. Непременно: образы Христа, Богоматери, апостолов, архангелов, евангелистов, святых, канонизированных русской церковью, воинов - святых. Немного позднее в иконы вписывали виды церквей, природу, членов семей тех, кто икону заказывал. Церковь установила жесткие каноны иконописи и бдительно следила за их соблюдением. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму икон в храме.

    В качестве основных положений в написании икон утверждались следующие:

      Грубо материальная осязаемая основа, на которой изображена икона, должна раствориться в потоке сверхчувствительной энергии Божества. Этому способствовало покрытие фона золотом. Оно символизировало божественный свет, создавало мерцающую среду, нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром. Икона с золотым фоном, озаренная лампадой, как бы изолировалась, вырывалась из реального, земного окружения.

      Образы сверхъестественных существ на иконах: Иисуса Христа, Богоматери, пророков, апостолов, святых должны подчеркивать их неземной, сверхъестественный характер. Голова, как средоточие духовной выразительности, становится доминантой фигуры. Тело отступает на второй план. Лик представляет для иконописца наибольший интерес в силу возможности выразить в нем некоторое бестелесное и мысленное созерцание. Умелый художник изображает не только тело, но и душу. В стремлении к максимальному выявлению этой души лицо получает крайне своеобразную трактовку. Глаза выделяются своими большими размерами, тонкие губы лишены чувственности, нос вырисовывается в виде вертикальной линии, лоб написан подчеркнуто высоким.

      Поскольку сверхчеловеческий лик - мир вечный, постоянный, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными.

      Поскольку в иконах отсутствует единая линейная перспектива в изображении предметов, иконописцы соединяют несколько точек зрения, несколько проекций. Размеры изображаемых на иконе фигур определяются не их пространственным положением, а их религиозным значением. Поэтому фигура Христа всегда по размерам превосходит апостолов.

    Время, передаваемое в иконах, носит условный характер. Временная последовательность событий не имеет значения. Поэтому на одной и той же иконе изображается определенный персонаж в разных ситуациях, отделенных друг от друга по времени.

      Существовали определенные в иконописи требования и к цвету. Цвет имел символическое значение. Золото было символом божественного света, пурпур - символом царской власти, белый цвет - символ целомудрия и чистоты, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый - юность, цветение, красный - цвет мученичества. Если указания по изображению лица соблюдались неукоснительно, то одежда писалась по-разному. Неизменным оставались лишь одеяния: у Христа - вишневый хитон и голубой плащ, у Богородицы - темно - синий хитон и вишневое покрытие.

      Строгое следование определенным иконографическим типам. Для этого на Руси иконописный канон реализовывался в так называемых "подлинниках", где содержались рисунки - иллюстрации. Лицевые подлинники представляли собой схемы - рисунки, в которых фиксировалась основная композиция иконы и использовавшиеся при этом цветовые характеристики персонажей. "Толковые подлинники" давали словесное описание основных иконографических типов. Например, рекомендовалось евангелиста Матфея изображать с ангелом. Марка - со львом, Иоанна - с орлом, Луку - с тельцом, Апостола Петра - с ключом от рая, Павла - с мечом, Георгия Победоносца - в алом плаще и на белом коне.

    Создание иконы - дело длительное, хлопотное, искусное. Церковно-догматические нормы и положения также регламентировали технику подготовки доски как основу иконы.

    Доску деревщики изготовляли в основном из липы, иногда из сосны, ели, лиственницы. Доску тщательно выглаживали топором с обеих сторон, а на лицевой стороне вырубали прямоугольную выемку. Получались поля и средник. На обороте набивались или врезывались планки - шпоны, чтобы доска при высыхании не коробилась. Затем лицевая сторона оклеивалась холстиной - поволокой, а поверх ее накладывался грунт - левкас. Для грунта варили клей из кожи, толкли мед, просеивали, смешивали с клеем до тех пор, пока не будет похож на сливки. А затем его накладывали на холст в несколько слоев, выглаживали лопаткой, ладонью, пемзой, хвощом. При готовности холста начиналось изображение на нем портретов.

    По техническому исполнению иконы различаются: восковые (экзаустика), темпера, мозаика, масляная живопись.

    Экзаустика - это техника живописи, где в качестве вещества, связующего краски, используется воск.

    Темпера - живопись красками, связующим веществом которых служат натуральные эмульсии (желток яйца, соки растений) или искусственные (раствор клея с маслом).

    Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), керамических плиток и т.д., которые укреплялись на слое цемента, мастики.

    Масляная живопись - непосредственно писание маслом на деревянных досках, холсте, металле.

    Краски при написании икон использовались, в основном, естественного происхождения - минеральные и органические. Их тщательно растирали в плошках на яичных желтках. Особенно ценилась синяя лазурь, которую готовили из полудрагоценного материала лазурита. Привозили лазурь из Персии или Средней Азии. Если заказчик иконы был богат, то нимбы, т.е. изображение сияния вокруг головы, а также детали одежд, фон иконы, покрывали тончайшим слоем сусального золота.

    Писание икон требовало величайшей тщательности, умения, осмысления и сосредоточенности. Это было не обычное ремесло, вроде сапожного, кузнечного. Перед началом работы иконописец как бы очищался: месяц постился, не брал в рот хмельного, шел в баню, надевал чистую рубаху, молился и только после этого приступал к работе.

    Сначала он намечал цвета и отношения между ними, потом клал тени, выделял объем. Затем писал одежды, пейзаж, архитектуру, а уж затем лики. Нередко живописцы специализировались, то есть одни писали только лики, другие - одежды, третьи - пейзажи. Живописец глубоко верил в то, что писал, для него это были не мифы, а реальность. Благодаря этой вере живописцу открывались в ликах возвышенные непреходящие моральные ценности: доброта, милосердие, всепрощение, смирение, духовность, стойкость, верность идеалам. Поэтому иконы часто были исполнены большого духовного содержания.

    Законченную икону художник покрывает слоем олифы. Пленка олифы загустевает, придавая краскам ясные и чистые тона.

    Люди перед иконами благоговели, поэтому иконы никогда не продавали, не покупали, а дарили, либо выменивали, это было ритуалом. Старые "облинявшие" иконы нельзя было выбрасывать или сжигать. Их можно было зарывать в землю или пускать по воде. В случае пожара из дому, прежде всего, выносили икону, а если ее брали завоеватели, то за большие деньги "пленницу" выкупали. Иконопочитание иногда принимало крайние меры. Каждый молящийся приносил в храм свою икону и запрещал другим молиться перед ней, считая ее персональной святыней. Поговорка "Без Бога нет порога" отражала реальное бытование иконы, ибо она была обязательной в крестьянской избе, боярской усадьбе и царском дворе.

    Наиболее излюбленными и почитаемыми иконами на Руси считали иконы с изображением Христа Спасителя: защитника, грозного, справедливого судии. Сюжеты в иконописи Христа были различны: "Рождество Христово", "Восшествие в Храм", "Распятие", "Воскресение с сошествием в ад", "Снятие с креста", "Спас нерукотворный", "Бог Вседержитель" и др.

    Широко на Руси был распространен культ Богородицы Девы Марии. Изображение женщины с ребенком на руках стало символом преданной материнской любви. Богородица почиталась как всемогущая владычица, сердобольная, милостивая народная заступница перед небесным престолом своего сына. Она традиционно многие века считалась символом России, ее заступницей и помощницей. По-видимому, это связано с тем, что одной из первых икон, появившихся на Руси, была византийская икона с изображением Божьей Матери. Икона Богоматери обычно помещалась с левой стороны от Спасителя, с правой - Иоанн Предтеча. Среди икон Богородицы существуют много типов с различными композициями и деталями. Наиболее известная, дошедшая до сегодняшнего дня - это икона под названием Владимирской Богоматери.

    Икона Владимирской Богоматери хорошо известная и почитаема в России. На иконе изображен младенец Иисус, сидящий на правой руке Богоматери, крепко прижавшись щекой к ее щеке, Пресвятая Дева Мария левой рукой касается сына, удерживая его. Глаза матери полны чувства радости и святой печали. Мать знает - свершится предначертанное. Дитя вырастет и примет мученический венец, будет распят за человеческие грехи во имя спасения людей. Художник И. Грабарь определили это как "несравненную, извечную, чудесную песнь материнства - нежную, беззаветную любовь матери к своему ребенку. В испытующем взоре есть и смутная тайна, и невыразимая словами боль, и загадочная, влекущая сила, намного более глубокая и выразительная, чем в общеизвестном образе Сикстинской Мадонны" (картина Рафаэля, изображающая Богоматерь с младенцем, хранится в Дрезденской картинной галерее).

    История Владимирской Богоматери не менее удивительна, чем ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях и легендах запечатлено множество чудодейственных эпизодов, связанных с Богородицей. К ней обращались люди в минуты, часы, годы наибольших страданий человеческих. Никакая икона в этом с ней сравниться не может.

    На Руси автором Владимирской Богоматери считали евангелиста Луку. Евангелист Лука славился высоким образованием. Он был не только врачом, но и искусным художником. Русские иконописцы считали Луку своим покровителем и часто изображали его на иконах. Как не поэтична легенда о Луке как авторе Владимирской Богоматери, но это только легенда. Икона написана через IX столетий после смерти Луки, в начале XII века неизвестным талантливым византийским художником.

    В Киев икона была доставлена в самом начале XII века и хранилась в тайной резиденции киевских князей в Вышгороде, недалеко от Киева, где хранились наиболее ценные сокровища князей.

    Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, в годы междоусобной смуты тайно перевез икону Богородицы во Владимир, где для нее был построен Успенский храм - Дом Богоматери. Во Владимире икона хранилась несколько веков, что и послужило причиной названия ее - Владимирская Богоматерь. За эти годы четырежды икона подвергалась разграблению. Древние летописцы повествуют, что: "Святую Богородицу разграбища, чудесную икону ордаша, украшену златом, серебром и каменьем драгим". Во время междоусобных схваток и нашествий татар, четырежды спасали ее в монашеских пустынях в глухих муромских лесах и четырежды икона "являлась миру" в первозданном виде.

    Среди легенд о воздействии иконы на ход событий существует и такая. В 1395г. на Русь вторглись несметные полчища Тамерлана и двинулись на Москву. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, обратился к митрополиту Киприану, чтобы он разрешил временно, для охраны и покровительства Москвы, привести в столицу икону Владимирской Богоматери. В 1395г. 26 августа вся Москва с надеждой о защите встречала чудотворную икону. Ее возместили на высокое место, ликом в сторону наступающих полчищ. Вдруг на следующий день приходит весть, что Тамерлан развернул свои войска и выступил за пределы московского государства. В народе еще более укрепилась вера в чудотворные свойства Владимирской Богоматери. Затем позднее историки показывали, что Тамерлан повернул войска назад еще и потому, что получил известие от гонца о рождении у него сына - наследника.

    Естественно, что московским князьям хотелось оставить в столице икону - спасительницу, однако владимирцы пригрозили восстанием и расколом, если икону не вернут на свое законное место. Князь Василий вынужден был пригласить именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, чтобы украсить владимирский Успенский Собор образом взамен Богородицы. В 1408 году в один из дней служители Успенского собора в Москве открыли храм и неожиданно увидели, что миру явились две совершенное схожие Владимирские Богородицы. Князь Василий повелел на радостях и в умилении выбрать владимирцами любую из икон. Одна из икон была возвращена во Владимир. Увезенная во Владимир Богородица оказалась подлинником. Шли годы, в 1480 году Владимирская Богоматерь окончательно переселилась в Успенский собор Московского Кремля и несколько столетий не покидала его. Только во время Великой Отечественной войны икона хранилась в Новосибирске, в 1945 году вернулась в Третьяковскую галерею.

    Считается, что за прошедшие столетия икона Владимирской Богоматери не раз спасала Русь от нашествий, болезней, неурожаев и смуты, время сделало ее символом русской православной веры и русской культуры. Много раз подвергалась она опасности уничтожения, разграбления, изгнания, однако вновь и вновь Владимирская Богоматерь являлась миру в нетленном виде. И в наше смутное время икона Владимирской Богоматери вновь привлекла наше внимание. Указом Президента икона передается из Третьяковской галереи, где для нее созданы надлежащие условия, в церковь. Многие представители культуры с тревогой полагают, что без необходимых условий и систематической реставрации икона Владимирской Богоматери может погибнуть.

    Чудотворная Первоикона Пресвятой Божьей Матери явилась образцом для написания многих икон Пресвятой Девы Марии. Это была излюбленная тема всех иконописцев, и многие из реплик (авторское повторение иконы) Богородицы стали шедеврами русской культуры. На Руси сложилось несколько канонизированных стилей изображения Божьей матери с ребенком.

    Один из них, наиболее близкий к Владимирской Богоматери стиль, получил название "Богоматерь Умиление". Иисус, сидя на правой или на левой руке Марии, прижимается к ней своей щекой. К этому стилю относится икона Богородицы Донской, которую, по преданию, брал с собой на Куликовскую битву Дмитрий Донской. Явилась она миру в Коломенском монастыре, написана неизвестным автором. К стилю "Богородицы Умиление" относится также Богоматерь Яхромская (XIV век) и реплики Владимирской Богоматери Андрея Рублева и Даниила Черного.

    Второй канонизированный стиль иконы Богоматери - Одигитрия (напутствующая, путеводительница, благословляющая) На иконах этого стиля Иисус сидит на левой руке Богоматери со свитком в левой руке, а правой рукой напутствует молящегося. Пресвятая Мария обращена лицом к сыну. К этому стилю относятся, из наиболее известных, работы иконописца Дионисия и икона Казанской Божьей матери.

    Икона Казанской Божьей Матери, наряду с Владимирской Первоиконой, хотя и явилась миру значительно позже, в XVII веке в Седмиезерском монастыре близ Казани, самая почитаемая русская икона. Именно она, как полагают, привезенная Мининым и Пожарским в Москву, спасла Русь от смуты и польских завоевателей. Именно икона Казанской Божьей Матери повсюду сопровождала Кутузова в войне с Наполеоном. И сегодня эта икона самая распространенная и чтимая среди православных. В честь ее сооружен Казанский собор в Санкт - Петербурге после победы над французами в 1812 году.

    Кроме указанных выше стилей изображения Пресвятой Богоматери специалисты выделяют следующие: Богоматерь Толгская, Косунская, Федоровская, Смоленская, Грузинская, Калужская, Тихвинская, Афонская, Валаамская, Одигитрия, Страстная, Троеручица, Богоматерь Знамение, Всех скорбящих радости, Оранта, Взыграние, Млекопитательница, Благовещение, Успение, Житие, Деисусный ряд, святое дерево, Покрова.

    Почитались на Руси иконы святых. Каждый христианин имел своего покровителя небесного. Считалось, и сейчас считается, что святые способствовали, содействовали, помогали, сопутствовали, оберегали. На севере чтили Зосиму и Савватея, основавших Соловецкий монастырь, Георгий Победоносец помогал воинам, Николай Угодник (чудотворец) - странникам, мореплавателям, плотникам, хранил от пожаров. Илья Пророк ведал дождями, Параскева Пятница помогала пахарям, рукодельницам, торговцам. Косьма и Демьян опекали лекарей, кузнецов, ювелиров. Христофор хранил от мора и эпидемий. Флор и Лавра - хранители коней. Федор Тирона оберегал рогатый скот. Кир, Пантелеймон, Косьма, Дамиан - целители недугов. Сергей Радонежский, Серафим Саровский - просители перед Богом о прощении грехов.

    К XV столетию в русской православной церкви сложилась структура иконостасов. Они также составлялись по строгим канонам и правилам.

    В простейшем виде иконостас представлял несколько продольных балок - тябя, на которых располагались иконы. В больших церквах и соборах это были сложные архитектурные сооружения, украшенные позолотой, резьбой по дереву, чеканкой из серебра, живописью. Иконостас, в основном, состоял из 5 рядов:

      Праотеческий чин - олицетворяющий дохристианскую, ветхозаветную церковь. В центре - бог - отец Саваоф, по сторонам - ветхозаветные праотцы Адам, Авель, Ной, Авраам и др. персонажи библии.

      Пророческий чин, изображающий библейских пророков, предсказавших появление Христа. В их руках развернутые свитки с начертанными пророчествами.

      Праздничный чин, повествует о земной жизни Марии и Христа, состоит из многофигурных композиций.

      Деиусный чин (моления). В центре - Христос на престоле, слева Богородица, справа - Иоанн Креститель, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, отцы церкви. Изображаются они в молитвенных позах, ибо в день страшного суда все они молят Христа за грешных людей.

      Местный чин, где помещались иконы наиболее чтимых святых данной местности. А также изображались местные церковные праздники.

    Пятирядный иконостас наличествовал в небольших церквах. В крупных церквах, соборах иконостасы были и есть многорядные, занимающие большие пространства удобных стен. Выглядят они красиво, убедительно и успешно воздействуют на души верующих.

    Школы иконописи на Руси, русские иконописцы.

    Первые иконы появились на Руси из Византии. Выдающимся памятником станковой живописи (иконы) является знаменитая икона "Владимирская Богоматерь». В 1113 году образ был прислан Константинопольским Патриархом святому князю Киевскому и поставлен в Девичьем монастыре Царицына. Затем икона была перевезена во Владимир.

    Практически первой известной на Руси иконой неизвестного автора была икона "Ангел с золотыми волосами". Небольшая икона представляет часть триптиха, состоящего из отдельных изображений Христа и двух ангелов по сторонам. Светлое и румяное юное лицо с мягким овалом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты.

    В середине XII века появилась икона "Спас нерукотворный", на обороте изображена другая икона "Прославление Христа". Автор неизвестен.

    В XII веке почитаема была икона "Дмитрия Солунского". На иконе обнаружен родовой знак князя Всеволода Большое Гнездо. Это позволяет искусствоведам утверждать, что икона была княжеской.

    Почитаемой иконой на Руси была также икона "Борис и Глеб" - автор неизвестен. На этой иконе представлены два стоящих рядом святых в нарядных одеждах из драгоценных камней, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитых их сводным братом Святополком, желающим княжить. Затем эти братья были объявлены первыми русскими святыми, считавшимися покровителями русского государства. Их юные красивые лица несут отпечаток подлинных портретных черт. Молодые князья являли собой воплощение патриотической преданности, военной доблести и стойкости. Икона является жемчужиной древнерусского искусства по силе художественного образа и по удивительной красоте живописи.

    Иконописание привело в искусство многих талантливых живописцев, создало школы мастеров новгородских, псковских, московских, ярославских Строгановских и др. Икона стала неотъемлемым атрибутом семейной и общественной духовной жизни. Имея глубокие корни, иконописание имеет продолжение и сегодня. Оно сосредоточено, в основном, в монастырских мастерских, мастерских храмов и др.

    В истории иконописи сложились школы: годуновская, новгородская, псковская, московская, строгановсская, лирико - созерцательное течение в иконописи, школа нового художественного идеала Симона Ушакова.

    Наиболее плодотворной, профессиональной, искусной явились новгородская и псковская школы живописи.

    Новгородские живописцы создали много икон, монументальных фресок, миниатюр, рукописей. Они писали иконы, расписывали храмы. Краски их были безупречны, многоцветны, сюжеты незамысловаты. К характеристикам их иконописи можно отнести:

      лаконизм и простоту композиционного сюжета;

      смелость в изображении человеческих фигур;

      красоту палитры;

      ясность в толковании библейских сюжетов.

    Особенно поражают монументальные фрески: водяной красочный раствор наносится на сырую штукатурку, соединяются они нерасторжимо, сохраняются многие столетия.

    Изображаемые новгородцами святые понятны людям, тесно связаны с их жизнью: пророк Илья, проливающий на землю дождь, святой Никола - покровитель путешественников, плотников, защитник от пожара - извечного зла новгородцев - древоделей, Власий, Флор, Лавр - "скотьи" святые, Параскева Пятница - покровительница торговли и др.

    От XIII века сохранились иконы с разномасштабными фигурами. Так, на иконе, где трое святых: Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий подчеркивается главенствующее положение Иоанна. Мастер изображает его вдвое больше других святых. В произведении отразились народные представления и вкусы. А именно, изображены святые - покровители крестьянского хозяйства, у них типичные русские лица, в духе народного искусства, а фон иконы красный.

    Практицизм новгородского мышления и относительно свободное обращение с церковными канонами приводят к тому, что в XV веке появляются иконы с элементами портретного сходства. Так, в иконе "Молящиеся новгородцы" в верхнем ярусе изображен семифигурный деисус (композиция изображения Христа). А в нижнем - молящиеся умершие члены семьи новгородского боярина (заказчика иконы): мужчины разных возрастов, женщина, двое детей в характерных древнерусских костюмах.

    Большое развитие получают житийные иконы. В них изображались важнейшие события из жизни святого, его деяния. В XIII- XIV вв. формируется иконография самого любимого на Руси образа "Богоматерь Умиление". Особо заметными являются росписи храмов и отдельные иконы на тему Христа и Богоматери. Среди них можно отметить роспись в Софийском соборе - "Константин и Елена", икона "Апостолы Петр и Павел" - XII век, икона "Георгий" - теперь находится в Успенском соборе Московского Кремля. Икона "Рождество Христово" начало XV века. Икона "Богоматерь Знамение" - XII век, икона "Апостол Петр и мученица Наталья" - XII век, икона "Чудо о Флоре и Лавре" - XV век. Икона "Иоанн, Георгий и Власий" - XIII век.

    Новгородская живопись в конце XV века испытала на себе влияние великого живописца - византийца Феофана Грека (1340-1405). Он расписал около 40 церквей в Константинополе, Новгороде и других городах. В Новгороде сохранились расписанные им церкви Спаса Преображения. В Москве - церковь Рождества Богородицы, Спаса на Нередице. Особенности его письма следующие:

      передача божественного света в виде ярких белильных бликов;

      приглушенный, сдержанный, аскетический колорит, коричневые и голубовато - серые тона.

    Страстность и необычайное напряжение исходят от его образов, представляющих некий собирательный тип святого, в котором Феофан выразил свой нравственный идеал, видение Руси, народа. Главные его работы: "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Златоуст", "Богоматерь Донская".

    В XV веке создана икона, которую называют "Битва новгородцев с суздальцами". Суздальцы в 1170 году ранили стрелой в глаз икону "Богоматерь Знамение". Икона ослепила суздальцев, дарила победу Новгороду. Икона имеет 3 ряда: верхний - новгородцы из стен Кремля идут к иконе "Богоматерь Знамение", средний - переговоры послов, нижний - победа новгородцев, с ними Святые - Георгий, Борис и Глеб, Александр Невский. Эта икона - прославление Новгорода, символом которого был Софийский Собор.

    Своеобразной считается школа псковская . Характерными ее особенностями в написании икон можно назвать:

      некоторую сумрачность общего колорита;

      плотные зеленые и оранжево - красные тона, темно - коричневые и слепящие белые краски;

      разделка светлых мест на одеждах золотыми блестками;

      лики имеют темно - коричневый оттенок, на скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробелы, что придает сосредоточенность взгляду;

      в малое иконное пространство вмещали как можно больше действующих лиц.

    Ранним псковским памятником является "Деисус" - первая половина XIV века. В центре Спас Вседержатель, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Наиболее известные иконы псковской школы - "Сошествие в ад", относящиеся к XV - началу XVI веков, "Дмитрий Солунский", "Архангел Гавриил", "Параскева Пятница в житии".

    Создателем московского стиля иконописи стал гениальный русский художник Андрей Рублев.(1360-1430). Он был иноком Троице - Сергиевой лавры и старцем Андронникова монастыря. Достоверно известные работы Рублева - иконы звенигородского чина. Суровости и экспрессивной напряженности феофановского языка Рублев противопоставил свою собственную, ярко индивидуальную манеру:

      нет бытовых подробностей;

      нет резких жестов и яркости;

      переходы от цвета красок к тени постепенны.

    К достоверным произведениям художника относятся "Архангел Михаил", "Апостол Павел", "Христос". Громадные фигуры Петра и Павла на иконах Успенского Собора во Владимире, "Троица" (XV век). Рублевское направление в иконописи продолжало существовать в творчестве Дионисия (1440- 1519г.г.). Дионисий главным образом работал в подмосковных монастырях, церквах, соборах. Им были написаны все иконы для Успенского Собора Кремля, но сохранились только две - митрополиты Петр и Алексей, идеализированные образы величественных старцев с русскими типами лиц. Иконы Дионисия необычайно праздничные, так как цвет их зеленый, бледно - желтый, розовый, белый. Основная тема - прославление Богоматери.

    Лучше сохранились 1500 икон Ферапонтова монастыря, отдельные иконы Павло-Обнорского монастыря. Главные работы Дионисия - иконы "Богоматерь Одигитрия", "Митрополит Алексий в житии", "Распятие", "Спас в силах". Самым значительным творением явился цикл росписей собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Здесь лазоревые цвета, торжественность ситуации, многофигурность композиции. Художник стремился к внешней красивости и декоративной пышности, усиливал плоскостные начала, образы делал более отвлеченными.

    XVII век - один из самых сложных периодов в средневековой русской истории. Его противоречия ярко отразились в живописи, в которой процесс обмирщения культуры рисуется наиболее отчетливо. На рубеже XVIи XVII в.в. возникает новое направление в русской иконописи - строгановская школа. Лучшие мастера: Прокопий Чирин, Истома Савин.

    Строгановская икона - небольшая по размеру, это не столько маленький образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя. Для строгановской школы характерно:

      тщательное, мелкое письмо;

      изощренность рисунка;

      виртуозная каллиграфия линий;

      богатство орнамента;

      обилие золота и серебра;

      эстетическое начало заслоняет культовое значение образа.

    Одним из знаменитых художников - строгановцев был Прокопий Чирин, его известная работа - "Никита-воин". Практику строгановской школы прододжили лучшие царские иконописцы и живописцы Оружейной палаты.

    Яркой фигурой среди иконописцев выделяется Симон Ушаков (1626-1686г.г.). Симон Ушаков любил изображать лица. Не случайно он писал неоднократно Спаса Нерукотворного. Это позволяло ему показать мастерство светотени, знание анатомии. Но искусствоведы полагают, что законы иконописания у него сочетаются с реальным писанием. В его иконописном творчестве уже просматриваются попытки портретного изображения живых людей. Этот незаурядный художник своим творчеством определил характер искусства эпохи, создал школу учеников. Среди них продолжатели ушаковских традиций - Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Павловец, Федор Зубов.

    Многочисленные вариации на темы икон "Спас Нерукотворный", "Троица", "Благовещенье" показывают, как Ушаков стремился избавиться от условных канонов монопольного изображения. Он добивается:

      телесного тона лица;

      подчеркнутой перспективы;

      классической правильности черт;

      объемности пространства.

    Так, при композиционной схожести с рублевской "Троицей", "Троица" Ушакова не имеет ничего общего с ней. В ней нет одухотворенности и красоты рублевской иконы. Ангелы Ушакова становятся как бы плотскими существами. А на столе почти реалистически написан натюрморт. Так, в иконе политической аллегории "Нахождение древа государства российского" лица царя Алексея Михайловича, жены и детей имеют портретное сходство, одухотворены, с живыми чертами. Это разрушало каноны русского иконописания, плоскость иконы. Попытка написать как в жизни, обернулась безжизненностью.

    В числе знаменитых иконописцев, создавших неповторимые образцы церковного искусства, можно назвать следующих: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Прокопий Чирин, Никита Павловец, Истома Савин, Семен Спиридонов из Ярославля, Федор Зубов, Симон Ушаков.

    Таким образом, XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила свое существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись - живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

    Иконопись Иконопись

    Писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи , Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи со станковой живописью (см. Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения. Термин "Иконопись" употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовый живописи.

    Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии, в том числе с Синайского полуострова, и относятся к VI в. На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов (см. Файюмские портреты) создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и др. персонажей христианских легенд. Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале главным образом символический, а впоследствии (с X-XI вв.) также и повествовательный характер. Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии; самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Исключительная художественная яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.

    В средние века роль иконописи никогда не сводилась к её ритуальному функционированию: в условных и отвлечённых формах, определённых особенностями средневекового теологического мировоззрения, она отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи требовала воплощения "божественного", сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах, призванных, по мысли теологов, передавать некую внутреннюю духовную сущность реального мира. В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения действительности: отсутствовала передача реальных объёмов и трёхмерного пространства, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко "золотом" фоне, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся задаче выявления символического или повествовательного смысла композиции. Главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, вырази- тельность линии и цвета, чаще всего локального. В придворно-аристократическом средневековом искусстве, где были сильны традиции античности, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Для иконописи местных школ часто более характерными оказывались фольклорные (а иногда и дохристианские) представления, сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность.

    Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Иконопись привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Необходимость следовать строгому иконографическому канону (см. Иконография), задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала средневековых иконописцев особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образов.

    Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения. С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для искусства нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

    Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; его же, Русская иконопись от истоков до начала XVI в., кн. 1-6, М., 1983; М. В. Алпатов, Древнерусская живопись, 3 изд., М., 1984; Onasch К., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968.

    Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    и́конопись

    Искусство создания икон, вид религиозной живописи, для которой характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Иконопись является неотъемлемой частью православной традиции; иконописцы создают образы, предназначенные для молитвы, воплощающие представление о Божественном мире и выражающие религиозное чувство. Сложение принципов и правил иконописания происходило вместе со сложением богословских наук – догматики (научное изложение и обоснование догматов – основных положений – христианского вероучения) и литургики (теория христианского церковного богослужения). Догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (787) и окончательно утверждён в 843 г. в результате победы над иконоборчеством. Икона (от греч. eikṓn – изображение, образ) – священный образ, в котором для верующего человека соединены видимое и невидимое, телесное и духовное, земное и небесное. Образы икон обращены к вечности, где уже совершилась победа добра над злом и света над мраком; поэтому язык иконописи – символы и знаки. Для этого искусства невозможен реалистический метод изображения. Собственно иконой является не только образ, написанный темперой или восковыми красками на доске, но и любое изображение, которому свойствен художественный язык иконописи: мозаика, фреска, вышивка, книжная миниатюра, рельефная резьба и т. д.

    Иконы пришли на смену раннехристианским изображениям Христа (3–4 вв.), в которых он символически представал в образах агнца , Доброго Пастыря (пастуха). Иконопись выросла из позднеэллинистической живописи, из фаюмского портрета . Постепенно язык живописи становился всё условнее, изображение тяготело к плоскостности, телесная оболочка лишалась материальности, растворялась в свете. По христианскому преданию, первым иконописцем был св. евангелист и апостол Лука, создавший первообразные чудотворные иконы Богородицы; образ Богоматери Владимирской считался списком (копией) с одной из первых икон, написанных св. Лукой. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 5–6 вв.; они появились в странах Передней Азии, в том числе на Синайском полуострове. Крупнейшие школы иконописи сложились в Византии, среди коптов (христиан) Египта, в Эфиопии, южнославянских странах, Грузии. После разделения Римской империи на восточную и западную части стало различным и отношение к священным образам. Западноевропейские богословы отводили им роль лишь живописной иллюстрации к священным текстам, что привело к переходу от иконы к религиозной картине в эпоху Возрождения .


    На Руси иконопись начала развиваться с принятием христианства (988). Первым выдающимся иконописцем был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря, живший на рубеже 11–12 вв. Высшего расцвета русская иконопись достигла в 14–15 вв. в творчестве Феофана Грека , Андрея Рублёва и Дионисия . Имена знаменитых иконописцев стали известны благодаря летописным источникам. Древнерусские художники никогда не подписывали свои произведения, осознавая себя лишь благоговейными посредниками в таинстве воплощения святых образов. Не случайно на многих иконах и книжных миниатюрах встречается изображение ангела, водящего рукой иконописца.


    Неглубокое, без второго и дальних планов, пространство икон наполнено сиянием золотого света (символ Божественного света, Царствия Небесного, в котором нет теней). Божественный свет – в золотых фонах икон, в нимбах вокруг голов священных персонажей, в сверкающих золотых линиях-лучах (ассистах) на одеждах. Таким образом, людям явлен горний (высший, небесный) мир. Ближе всего к золотому по своему символическому значению белый, также обозначающий и цвет, и свет (символ праведности, чистоты, преображения). Этот цвет играет важную роль в очищающих душу пламенных образах Феофана Грека. Противопоставлен белому чёрный, в котором нет света; это цвет, наиболее удалённый от Бога, цвет зла и смерти (чёрным на иконах обозначали пещеры, олицетворяющие могилы и зияющую адскую бездну). В остальных случаях применения чёрного цвета избегали; даже контуры фигур обводили тёмно-красным или коричневым. Коричневым или тёмно-зелёным окрашивали полосу внизу иконы, символически обозначающую землю («позём»). Смешиваясь с царственным пурпуром (тёмно-красным цветом) в одеждах Богоматери, коричневый напоминал о её тленной (смертной) человеческой природе, в то время как пурпур свидетельствовал о величии Царицы Небесной. Пурпурный (багряный) цвет играл важнейшую роль в византийской культуре. Это символ высшей власти – Бога на небе, императора на земле. Зелёный цвет, природный, живой, – цвет Святого Духа, надежды, вечного цветения жизни. Красный – цвет тепла, жизненной энергии, Воскресения и в то же время – крови, страданий и жертвы Христа. В красных одеждах с крестами в руках писали мучеников. Красный и синий вместе означают земное и небесное, воплотившееся в образах Спасителя и Богоматери, поэтому их одежды пишут этими цветами.


    Лики на иконах изображаются фронтально; даже при воспроизведении обращённых друг к другу персонажей их фигуры и лики даются в трёхчетвертном развороте. В профиль изображаются только отрицательные персонажи (Иуда) либо второстепенные (слуги, люди из толпы и т. п.). В вечности, явленной на иконах, исчезают бытовые подробности, не существуют земное время и трёхмерное пространство. Все события – совершившиеся, грядущие и происходящие в данный момент – слиты воедино, у них нет начала и конца. В иконописных образах не выражаются человеческие бурные эмоции, они лишены психологизма (в этом их отличие от религиозных картин). Икона изображает не лицо человека, а очищенный от всего случайного и преходящего просветлённый лик святого, отрешённого от земных страстей и взирающего на мир людей широко открытыми, «душою исполненными» глазами.


    По особым правилам строится иконописное пространство. В нём не применяется прямая перспектива ; предметы видны со всех сторон, линии не убегают вдаль, к линии горизонта (которой на иконах нет), а сходятся к стоящему перед иконой, открывая перед человеком мир вечности и бесконечности. Так в иконописи создаётся т. н. обратная перспектива.


    Символически отделяя иконное изображение от земного мира, в доске делают углубление (ковчег), затем наносят грунт (левкас), поверх которого пишут изображение, как правило, темперными красками (на Руси их замешивали на яичном желтке). В древнерусском искусстве живопись была представлена главным образом иконами и фресками . В 18 в. в результате петровских реформ начинает преобладать светская живопись, однако традиции иконописи сохранились до наших дней. Иконы продолжали писать на протяжении веков мастера старинных художественных центров (Палех, Мстёра, Холуй). Сегодня искусство иконописи возрождается вновь, создаются иконописные мастерские при храмах и монастырях.

    Иконопись приходит в Киевскую Русь после ее крещения, в 9 веке, из Византии. Приглашенные византийские (греческие) иконописцы расписывают храмы Киева и других крупных городов Руси. Вплоть до татаро-монгольского нашествия (1237-1240) византийская и киевская иконопись служила образцом для других местных школ. С возникновением феодальной раздробленности на Руси, в каждом из княжеств стали возникать отдельные иконописные школы. В 13 веке уже начинается разрыв культур между Русью и Византией, что сказывается и на том, что иконы, написанные после 13 века все больше начинают отличаться от Византийских первоистоков.

    Северные части Руси были меньше затронуты нашествием татаро-монгольского ига. В Пскове Владимире и Новгороде тогда иконопись сильно развивается, причем выделяясь уже особым своеобразием. В период быстрого развития Московского княжества, зарождается Московская школа. Именно тогда, начинается «официальная» история русской иконописи, которая все дальше и дальше начинает уходить от стилистических особенностей и традиций своего родоначальника - Византии.

    Наибольшее развитие московская школа получила в 14-15 веках и связано оно было с работами таких иконописцев как Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. На этот же период приходится расцвет Псковской школы, отличающейся экспрессией образов, резкостью световых обликов и пастозности мазка.

    В дальнейшем, своеобразие русской иконописи пополнилось развитием строгановской школой иконописи, строившаяся на сочности цветовой гамме, применением золота и серебра, утонченность в позах и жестах персонажей.

    В 16 веке начинает активно развиваться Ярославль, как культурный и экономический центр. Возникает Ярославская школа иконописи, которая продолжает свое существование почти два столетия, и приносит свой большой вклад в развитие истории иконописи в России. Богатство оформления, использования дополнительных деталей в оформлении, сложные сюжеты и многое другое появилось в те века в иконописи.

    В 17 веке возникает Палехская школа. Письмо палехского стиля усложнено большим разнообразием элементов композиции, также усложнена и техника многими теневыми и световыми приплавками. Цвета насыщенные, яркие. Также в этот период в иконопись внедряется масляная живопись, позволяющая более объемно передавать образы. Это направление называют «фряжеская манера» иконописи.

    В 18 веке, с развитием академии художеств, в иконописи широко стали распространятся живописные иконы в академическом стиле, написанные в масляной технике.

    Это не вся история иконописи, иконописных школ достаточно много, и каждой из них можно посвятить отдельную большую статью.

    Русская иконопись, веками развиваясь, на столько стала богатой и разнообразной, что многие считают, что она на порядок превзошла свои Византийские (Греческие) первоистоки.

    Одна и также икона написанная в традициях разных иконописных школ может сильно отличаться в художественном восприятии, что субъективно, некоторым людям может понравиться, а другим - категорически нет.

    Различные варианты оформления, стилей, техник, композиций, цветовая гамма и т.д. - все это нужно учитывать при заказе иконы.

    В настоящее время, в общем, можно выделить следующие техники и стили иконописи, которые следует определить при написании новой иконы:

    • Техника исполнения: темпера, масло,
    • Средневековая иконопись и иконопись «поздних» веков.
    • Стиль письма: живописный, иконописный.

    Следует отметить. что в настоящее время, изготовляемые иконы могут иметь характеристики нескольких иконописных школ, и бывает порой трудно определить четко. к какой школе относится икона.

    Вот лишь некоторые примеры всего вышесказанного:

    Темпера, иконописный стиль, Московская школа. Темпера, иконописный стиль, иконопись средних веков, византийский стиль.
    Палех. живописный стиль, темпера. Темпера, Ярославская иконописная школа, иконописный стиль. Темпера, Ярославская иконописная школа, средневековая иконопись.
    Московская школа иконописи, темпера. Ростово-Ярославская школа иконописи, темпера.
    Живописный стиль, темпера. Живописный (академический) стиль, масло.

    Этого достигнуть значительно сложнее.

    Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого «академического» письма – по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с Запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

    И, в этом случае, правомочным является постановка вопроса: что такое икона и что такое картина? Возможно ли духовное перерождение от созерцания живописного полотна или это может быть только следствием молитвенного предстояния перед иконой?

    У сторонников «живописного» подхода к внешней форме священных изображений нередко возникает и такой вопрос: а зачем сейчас, в мире, где совершенно другая, отличная от далекой эпохи становления иконописания визуальная эстетическая среда, необходимо придерживаться канонических способов изображения? Они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: пропорции фигур нарушены, передача фактуры материалов искажена, отсутствуют принципы линейной перспективы?

    Не послужит ли это неким аргументом в защиту примитивного представления, что у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церквах добротно написанные картины?

    Ведь в XIX–XX-м веках позволительно было выполнять и росписи в храмах и молельные иконы в традициях академической живописи? И примеры тому – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге или Владимирский собор в Киеве.

    С наибольшей степенью наглядности ответить на эти вопросы можно при помощи сравнительного анализа иконы и живописного произведения – картины, у которых следует выделить основные внешние – стилистические, и внутренние – богословские отличия.

    Вначале о внутренних.

    Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

    Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.

    В иконе, как и в картине, происходит обобщение по вполне определенному принципу – общее выражено через частное. Но в картине это частное носит сугубо личные, неповторимые черты. Поэтому, картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.

    Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.

    Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

    Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

    Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

    Прежде чем приступить к сравнению стилистических особенностей иконописи и живописи, следует сказать, что изобразительный язык христианских священных изображений складывался поэтапно и синергизм внутреннего – сакрального, и внешнего – образно-эмоционального, формировавшийся на протяжении столетий получил свое законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона – не иллюстрация Священного Писания и церковной истории, не портрет святого, хотя познавательная и просветительская функция священных изображений всегда учитывалась Церковью. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. Говоря по другому, икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать и мире грядущем, измененном и преображенном. И канон, как остро регламентированный способ передачи этой непохожести, не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.

    Поскольку теперь речь пойдет о конкретике, то нужно условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной – произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.

    Отличие первое.

    Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

    Принцип изображения предмета в обратной перспективе (слева) и в прямой (справа)

    Прямая перспектива в картине

    Отличие третье.

    Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой – левкас – просвечивает сквозь красочный слой. Подобная сотканность изображений из света заставляет нас обратиться к таким богословским понятиям, как исихазм и гуманизм, которые, в свою очередь, выросли из евангельского свидетельства о Преображении Господа нашего на горе Фавор.

    Обратная перспектива в иконе

    Лик на иконе (слева) и лицо на картине (справа)

    По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ().

    Середина XIV столетия была ознаменована длительной полемикой между двумя богословскими направлениями, которые по-разному трактовали природу Божественного фаворского света: исихастами и гуманистами. Гуманисты считали, что свет, которым просиял Спаситель, – это свет, который был явлен Спасителем в определенный момент; свет этот имеет сугубо физическую природу и потому доступен земному зрению. Исихасты, что в переводе с греческого означает «безмолвники», или «молчальники», утверждали, что свет этот присущ природе Сына Божиего, но прикровенен плотию, и поэтому увиден может быть только просветленным зрением, то есть глазами высокодуховного человека. Свет этот – нетварный, он изначально присущ Божеству. В момент Преображения Господь Сам отверз очи ученикам, чтобы они смогли узреть то, что недоступно зрению обыденному.

    Конечно, исихазм, как целостное христианское мировоззрение, особый путь узкими вратами православной аскезы к обожению, путь непрестанной молитвы – умного делания, не имеет прямого отношения к священным изображениям. Хотя существует распространенное мнение, что именно исихазм позволил сохраниться иконописанию во всей полноте, позволил осознать икону как предмет, который в своей сакральной сути доступен не обыденному, а просветленному зрению, тогда как гуманизм способствовал перерождению иконы в светскую живопись.

    Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого. Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри. Православная традиция изображения нимба предполагает соединение двух воль: воли человека, стремящегося к святости и воли Бога, откликающегося на это стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.

    Нимб православный (слева) и католический (справа)

    Отличие четвертое.

    Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.

    Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.

    Особо хочется сказать о золоте на иконах. Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Золото на иконах – антитеза функции золота как символа земного богатства. Золотые нимбы святых. Золотые блестки на их ризах – ассисты или инакопь – знак причастности к Божеству по благодати.

    Цветовые синонимы золоту – это золотисто-желтая охра, красный (то есть прекрасный) и белый цвета. Белый цвет – это цвет жертвенных животных. К примеру, – агнца.

    Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

    Отличие пятое.

    Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: спасение всех душ человеческих от вечной смерти.

    Икона «Успение Божьей Матери»

    Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто «Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник. На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах. Конечно, во многих случаях такой стиль явился следствием элементарного незнания мировой архитектуры и костюма, но думается, что изначально все же это была вполне продуманная концепция изображения.

    Картина Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя» (сверху)
    Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов» (снизу)

    Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов.

    Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.

    В данном анализе были рассмотрены только две позиции – богословская и стилистическая. Но есть еще и третья – это восприятие иконы и картины человеком и, главное, его отношение к ним.

    Представим себе двух коллекционеров, к которым попадает уникальный, сделанный выдающимся мастером, кинжал. Первый коллекционер – человек безрелигиозный – с радостью примет такой предмет в свою коллекцию. Несмотря на то, что этот кинжал является орудием сатанинского культа и служил для человеческих жертвоприношений. Пожалуй, подобное знание о предмете в сознании этого собирателя только придаст еще больший статус данному экспонату. Он поместит кинжал на видное место и будет восторгаться виртуозностью его отделки.

    Другой же коллекционер, пусть и не глубоко верующий, а хотя бы стремящийся к христианским ценностям, содрогнется от подобного приобретения.

    Этот пример – свидетельство того, что знание о предназначении предмета, оценка его функциональной принадлежности, впрямую зависит от того, какие чувства и эмоции вызовет у человека этот предмет. Картина, колорит которой поражает утонченностью красок, а композиция соразмерностью и гармоничностью всех элементов, вряд ли найдет истинный отклик в сердце христианина, если ее идея – оправдание мирового зла.

    Конечно, внешней красоты предмета без ярко выраженного его предназначения, просто не может быть. Внутреннее в предмете активно влияет на внешнее, и орудие ритуального убийства, на лезвии которого подспудно ощущаются следы крови, нельзя назвать истинно красивым.

    Красота истинная – это единство формы и содержания, причем такого содержания, которое неразрывно связано с Творцом красоты. Примером может служить изображение Креста или изображение Распятия. В суть позорной и страшной казни было привнесено новое содержание и это содержание настолько преобразило ее суть, что и орудие казни и сама казнь послужили прообразом и для икон, и для живописных полотен, а изображение орудия казни стало почитаться как священное.

    Почитание. Это слово является ключевым для понимания роли иконы в духовном становлении человека и роли изобразительного искусства в душевно-эмоциональном воспитании личности. Может ли картина стать предметом почитаемым? Несомненно. Лучшие образцы живописи имеют огромную эстетическую и материальную ценность. Почитается не только художественное достоинство полотна, но и проявление творческой силы человека, причем не обязательно конкретного автора, а человека вообще, человека как творение Божие, как подобие Творца, наделенное способностью творить.

    Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона.

    Иконопочитание – это не только догматический принцип. Это и мистический опыт переживания иной реальности.

    Церковью почитаются сотни чудотворных икон, созданы молитвы, акафисты, посвященные им; в годовом богослужебном круге существуют дни их чествования.

    Философ Николай Михайлович Тарабукин очень кратко и точно выразил сущность почитания чудотворных икон: «Вся религия и все, что связано с ней, – чудотворно, ибо все действенное в религиозном смысле есть результат таинственной связи верующего существа с Божественным Промыслом… Чудотворение через икону есть акт действенного усилия ума верующего, обращенного с молитвою к Богу, и акт снисхождения благодати Божией в ответ на молитвенные усилия верующего».

    Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что главная задача иконы – показать реальность мира духовного. В отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.

    Но в любом случае, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин первообраза.

    Загрузка...